Слоны и газели в России и мире

Чем отличаются отечественные и мировые быстрорастущие компании
Мировые лидеры роста работают в отраслях, где цифровая трансформация и технологии находят наибольшее применение /Максим Стулов / Ведомости

Журнал Fortune опубликовал рэнкинг 100 самых быстрорастущих компаний мира, в котором участвуют не только средние компании, или «газели», но и «слоны» – гиганты вроде Amazon и Netflix. Это очень разношерстная компания.

Тройка лидеров списка – разработчик облачного решения для управления недвижимостью AppFolio, производитель продуктов для здорового образа жизни Medifast и земельный фонд Texas Pacific Land Trust. Больше всего участников из банковского сектора (15%), интернет-коммерции (9%), индустрии программного обеспечения (8%), фармацевтической отрасли (6%), жилищного строительства (5%). Выручка крупнейшей компании в списке в 2211 раз больше, чем у самой маленькой. Средний возраст представленных компаний – 40 лет. Объединяет их все то, что в последние три года они росли очень быстро: среднегодовой темп прироста выручки за последние три года составил в среднем 28,3%.

В списке единственный российский участник – Qiwi (85-е место), прежде в него дважды попадал Yandex. Слабое присутствие отечественных компаний в рэнкинге обусловлено в первую очередь тем, что для участия в нем компания должна подавать квартальные отчеты в SEC или торговаться на американских биржах.

Между тем в прошлогодний рэнкинг быстрорастущих компаний России, составленный РБК, Qiwi даже не попала, а средний прирост выручки участников российского списка составил 73%. Лидер – «Яргео» однажды показала прирост более 1000% в год. Такие скачки очень характерны для наших «газелей»: за успехом российских лидеров роста часто обнаруживается один крупный госконтракт, один крупный проект с миллиардными инвестициями или реструктуризация бизнеса в составе холдинга. У участников американского списка таких историй почти нет, компании демонстрируют рост бизнеса стабильно, из года в год.

Сравнение российского и американского рэнкингов не вполне корректно из-за разницы методологии и исходных позиций участников. Но некоторые выводы возможны.

Мировые лидеры роста работают в отраслях, где цифровая трансформация и технологии находят наибольшее применение. Эти отрасли связаны с массовым покупателем (доступные и удобные финансы, шопинг, здоровье), а компании, чуждые консерватизма, находятся в постоянном поиске новых возможностей и трансформации бизнес-модели. И, что важно, подавляющее большинство из них не связаны с государством, распределением публичных ресурсов и госзакупками. Большинство этих компаний ориентированы на глобальные рынки сбыта и глобальные же рынки капитала. В противоположность им российские лидеры – компании традиционных секторов, преимущественно b2b, связанные напрямую или партнерскими отношениями с крупнейшими ресурсными промышленными группами страны или государственными корпорациями.