Байден как новая надежда России

Какие плюсы видят политологи в его победе на президентских выборах в США

Как раньше у нас ждали победы Дональда Трампа на выборах президента США, так теперь ждут того, что американская система не выдержит раскола и вот-вот рухнет под тяжестью внутренних конфликтов. Никакие другие выборы в мире не переживаются так остро, становясь частью внутренней повестки, и это индикатор уязвимости национального самосознания, след травмы геополитического поражения.

Но пока еще империя на ногах, нужно научиться жить с этой реальностью. Образ демократа Джо Байдена изначально был нагружен негативными чертами, но вместе с фактом его победы в экспертном сознании заработали компенсаторные механизмы, объясняющие, что и из этого сценария можно извлечь свои плюсы.

Так, говоря о возможной коррекции американского курса относительно экспорта российских углеводородов, руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов замечает, что Трамп был последовательным лоббистом американской энергетики и максимально усиливал ее международные позиции. Он поддерживал санкции в отношении «Северного потока – 2», стремился к замещению российских поставок на другие рынки. «Зеленый» Байден, конечно, может ужесточить идеологическую риторику, но он не станет локомотивом для американских углеводородных компаний. Байден даже пообещал объявить войну сланцевой добыче (что, впрочем, невозможно, полагает Симонов). А отказ от политики торговых войн позволит мировой экономике поддерживать более устойчивый спрос на сырье.

Еще шире мыслит гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. Пределы реального давления на Россию достигнуты, дальнейшая эскалация чревата для США тяжелыми проблемами с союзниками. Федоров предвидит раскол Америки, которой не справиться с новыми вызовами. Мол, налицо пат: через год наступательный порыв демократов во внешней политике выдохнется и страна увязнет в попытках выйти из внутреннего раскола.

Именно раскол, турбулентность и в конечном счете радикальный слом порядка вещей становится для России единственным выходом из тупика. «Россия занимает в нынешней системе незавидное положение, все время стоит на растяжке, из кожи вон лезет, чтобы проникнуть в «первый мир», а на деле балансирует на грани сваливания в третий. Ее постоянно лихорадит из-за несоответствия наличных ресурсов имеющимся амбициям и претензиям, она то флиртует с мировым центром, то противопоставляет себя ему. А итог один: разорванность, слаборазвитость, бедность, чередование скачков и застоев. В рамках существующей мировой системы для нас хорошего будущего нет, все попытки встроиться в нее приносят краткосрочный и эфемерный эффект, попытки бороться с ней – тем паче», – полагает Федоров, демонстрируя типичную для русского интеллектуала эсхатологичность сознания.

В России, конечно, таких рисков нет. Но нет и конкуренции, которая является источником хоть какого-то движения. Когда на сцене игра не задалась, остается переместиться в партер и ждать, что со всей труппой тоже что-то пойдет не так и некий мировой режиссер ее разгонит.