Спорт нормальных достижений

В России набирает силу новый общественный институт – социальный спорт

Общественный запрос на спорт не совпадает с государственным. Основные ресурсы государства традиционно сосредоточены в области подготовки профессионалов, ведь чемпионы всегда предмет национальной гордости. Но в последнее время в обществе сильно вырос запрос на спорт, дружелюбный к обычному человеку, открылись лакуны во взрослой физкультуре, которые не интересны ни бизнесу, ни власти. В ответ на этот запрос в России независимо от государства формируется новый феномен – сфера социального спорта.

24 ноября премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новую государственную стратегию развития спорта до 2030 г., требующую «поэтапного сокращения финансирования профессионального спорта из бюджетной системы, бюджетов компаний с государственным участием». И уже в 2020 г., по словам министра спорта Олега Матыцина, траты бюджета на спортивные программы сократились на 9%. Логично, что подключение других субъектов должно влиять на цели и приоритеты развития спорта. Однако целеполагание в области спорта осталось прежним. На государственном уровне спорт понимается исключительно как победы на международной арене (в 2025–2030 гг. «обеспечить вхождение спортивных сборных команд Российской Федерации в тройку призеров в неофициальном общекомандном зачете <...> включая Олимпийские игры») и как массовые занятия физической активностью безотносительно ее целей (KPI к 2030 г. – 70% занимающихся). А то, чего хотят сами люди, по-прежнему никого не интересует.

Между тем проведенное центром социального проектирования «Платформа» и Благотворительным фондом Владимира Потанина исследование «Сила спорта» показало, что главный стейкхолдер – население – видит спорт совсем по-другому. В глазах общества победы вторичны, а спорт в первую очередь ассоциируется со здоровьем, хорошей компанией и самочувствием.

Это и должно быть в первую очередь отражено в стратегии спорта, тем более что соответствующий опыт уже накоплен в мировой практике. Потенциал спорта как ресурса позитивных социальных изменений признан ООН, которая рассматривает его как один из ключевых инструментов на пути к глобальным целям человечества. В некоторых странах, в частности в Великобритании, спорт положен в основу государственной социальной политики. В отчете палаты общин «Изменяя жизни: социальный эффект от участия в культуре и спорте» прибыль от государственных инвестиций в спортивные программы для молодежи из групп риска оценивается в 7,35 фунта стерлингов на каждый потраченный фунт – за счет экономии расходов на услуги полиции, системы уголовного правосудия и других общественных институтов.

В России же социальная функция спорта пока реализуется стихийно. Нет ни четко обозначенных показателей общественного развития, достижимых через спорт, ни инструментов поддержки спорта именно как социального фактора. Но это не значит, что социальный спорт в России не развивается. Наше исследование показало, что сейчас в России спортивные проекты с социальной составляющей успешно прорастают сами по себе, без всякой помощи государства, и пользуются громадной популярностью. Это и реабилитация людей с ограниченными возможностями, и снятие социальных барьеров, и заместительный образ жизни – горные лыжи и скалолазание как инструменты адаптации инвалидов, марафоны в отдаленных селах, играющие роль драйверов развития территории, бег, совмещенный со сбором мусора, и даже брейкданс в тюрьме.

Конечно, далеко не все идет гладко, скорее, напротив – методом проб, ошибок и поиска решений целого ряда специфических проблем. Например, недостаточна социальная компетентность лидеров и участников проектов – будучи специалистами в спорте или менеджменте, они часто имеют слабые представления об общественных процессах. Тренерский корпус недостаточно подготовлен для решения социальных задач – тренеры воспитаны в духе соревновательности и прививают его своим подопечным.

Опрос лидеров социально-спортивных проектов показал, что дальнейшее их развитие связано со взаимодействием с государством. Даже шире – с формированием общего языка для всех групп интересов. Работа с социальными спортивными проектами не может быть зоной ответственности одного субъекта, но «оптика» различных игроков не совпадает. Важно равноправное вовлечение всех стейкхолдеров – бизнеса, государственной и муниципальной власти, образовательных учреждений, лидеров и участников спортивных сообществ и представителей СМИ.