Пять авансов на год

Bank of America назвал самые перспективные российские акции

Bank of America в лице своего главного экономиста по России назвал пять самых перспективных с точки зрения роста акций российских компаний в 2021 г. Это бумаги «Яндекса», X5 Retail Group, «Норникеля», «Роснефти» и «Алросы». Банк представил анализ по каждой из этих компаний, но интересно посмотреть на них через призму потенциала отраслей отечественного бизнеса и их перспектив в текущем году.

«Яндекс» в этом списке представляет российский IТ-бизнес, который можно считать одним из основных выгодоприобретателей в ковидный 2020 год. Потребность в IТ-продуктах стала настолько очевидной и неотложной для абсолютно любого клиента, что компании этого сектора значительно выросли не только количественно, но и качественно, выйдя на новые уровни продуктовых решений. Этот процесс продолжится и в 2021 г., поскольку бизнес оценил плюсы глубокой интеграции новых технологий в свои процессы. Но еще одним важным трендом, который, несомненно, сохранится, можно считать тренд на развитие экосистем, демонстрирующий масштабность и скорость межотраслевой конвергенции. «Яндекс» – один из лидеров этого направления. Но не только он: есть «Сбер», собравший экосистему в результате многочисленных поглощений, есть МТС, постепенно формирующая свою среду, есть Mail.ru с ее особенностями и специализацией. Движения в этом направлении можно ожидать от крупных банков, мобильных операторов и инвестиционных фондов. Кроме того, есть сфера для расширения – это развитие экосистем в сегменте b2b, где они пока находятся в относительно зачаточном состоянии. Это создает выбор, вопрос лишь в том, сколько таких многофункциональных монстров сможет вынести рынок.

Российская продовольственная розница, представленная в списке X5 Retail Group, пожалуй, еще один герой минувшего года. Параллельно со специализированными логистическими компаниями ритейлеры смогли очень быстро перестроить свои бизнес-процессы, обеспечить быструю и качественную доставку продуктов на дом людям, сместить фокус на магазины у дома, быстро восстановить ассортимент после паники конца марта 2020 г. и поддерживать его на протяжении всего года. Как следствие, продажи продуктов питания не снизились, а в некоторых категориях и неплохо выросли.

Успешность ритейлеров в 2020 г. была разной, но в новый год они вошли с высоко поднятой головой. 2021 год готовит новые потенциальные испытания: пока не ясно, когда максимально проявится отложенный эффект от снижения реальных доходов населения, как будут перераспределяться потоки между товаропроводящими каналами после того, как вакцинация пройдет какие-то значимые рубежи, как будут чувствовать себя поставщики, изрядно потерявшие в доходах в борьбе за низкие цены для покупателя. От этого зависит, будет ли у отрасли рост в этом году. Но, что важно, у продуктовой розницы есть еще довольно неплохой долгосрочный потенциал экстенсивного роста, преодоления «последней мили» до потребителя, ведь за Уралом проникновение сетевого ритейла все еще не так высоко.

Три оставшиеся компании списка Bank of America – «Роснефть», «Норникель» и «Алроса» – объединит, пожалуй, лишь то, что в основе их бизнес-моделей лежит эксплуатация природных ресурсов, а также ориентация на глобальные рынки. В остальном ситуация в их сегментах довольно сильно отличается.

Нефти написано уже множество некрологов, но, кажется, все они весьма преждевременны. По данным BP Statistical Review of World Energy (июнь 2020 г.), на долю ископаемых источников энергии в мире по-прежнему приходится 84% всего потребления энергоресурсов, в том числе на долю нефти – 33%. Прекращение сделки России и ОПЕК в марте 2020 г. казалось катастрофой, последовавшая пандемия также не принесла рекордов потребления топлива, тем не менее нефтяной сектор вполне уверенно входит в 2021 г., ожидая восстановления спроса и роста цен. «Роснефть», которую долго критиковали, сейчас выглядит динамичной компанией, расширяющей сырьевую базу и запускающей новые большие проекты (например, «Восток-ойл», стартовавший в прошлом году), в том числе с участием иностранных партнеров. Россия борется с Саудовской Аравией за лидерство в поставках нефти в Китай. Все эти процессы могут служить неплохим ориентиром и для других российских нефтяников.

Цветная металлургия (к этому сектору относится входящий в список Bank of America «Норникель») вообще может считаться отраслью будущего. Все высокотехнологические индустрии будут зависимы от поставок цветных металлов и соответствующих сплавов, пока не произойдет какой-то грандиозной революции в сфере промышленных материалов. В то же время на этот гигантский рынок очень сильно влияет конъюнктура, а российская промышленная база отрасли сформирована еще в советское время и во многих случаях требует серьезной модернизации (иначе неизбежны инциденты, подобные прошлогодним событиям в Норильске). Но огромная сырьевая база, обеспечивающая России мировое лидерство по отдельным позициям, формирует оптимистические ожидания.

История с «Алросой» особенная – здесь компания и отрасль практически равны друг другу. Аналитики связывают потенциал ценных бумаг российской алмазной компании с восстановлением мирового рынка после провала 2020 г., но, на мой взгляд, еще большие возможности может принести обновление самой компании. Пока De Beers – мировой лидер, главный конкурент «Алросы» и пионер маркетинга бриллиантов – остается на переднем крае бизнес-инноваций. Заметно более творчески и разнообразно, чем «Алроса», подходят к развитию этого рынка и многие другие компании, уступающие ей и в размере, и в потенциале. Российская же компания пока выглядит слишком тяжеловесно и консервативно. На наших глазах произошла трансформация «Сбера», РЖД, «Аэрофлота», стремительно меняется и адаптируется к рынку «Почта России». Возможно, потенциал алмазного гиганта – в подобных изменениях.

Резюмируя кейсы сырьевых отраслей, напомню слова основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова на Гайдаровском форуме: «Если завтра прекратится внешнеэкономическая деятельность, то национальная экономика сожмется раза в два, мы просто физически встанем». Действительно, российский рынок очень зависим от внешней торговли и его собственного потенциала не достаточно ни для поддержки экономики в целом, ни для благополучия отдельных компаний.

И еще одно замечание: прогноз Bank of America касается исключительно публичных российских компаний. Но не во всех секторах таких компаний много. Поэтому хорошие новости и прорывы возможны и в других отраслях (например, успех отечественной вакцины от коронавируса может серьезно изменить позицию России на мировом фармацевтическом и биотехнологическом рынке и открыть новые возможности).