Количество жалоб на нелегальных сборщиков долгов за год выросло на треть

Эксперты объясняют, как распознать черного коллектора

За прошлый год Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) получила более 700 жалоб на действия нелегальных коллекторов. Это сразу на треть больше, чем годом ранее. Почти в каждом случае заявители жалуются на «психологическое давление и грубое нарушение правил взаимодействия».

Нелегальный коллектор – тот, кто не состоит в официальном реестре Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и в то же время возврат просроченной задолженности для него основная деятельность, объясняют в ассоциации. К их услугам прибегают главным образом небольшие финансовые компании, не слишком разборчивые в выборе средств достижения своей цели – возврата долга. И именно на них приходится основная масса жалоб должников.

С ходу легального коллектора от нелегального отличит не всякий заемщик. Конечно, компанию, от имени которой звонит взыскатель, можно (и нужно) проверить по реестру ФССП. Однако гендиректор финансового маркетплейса «Юником24» Юрий Кудряков говорит, что нелегальные сборщики долгов часто используют названия, созвучные с наименованиями реестровых компаний. В результате даже после жалобы на них органы сначала проверяют «похожую» легальную компанию, и процесс идентификации затягивается. Все это время люди, просрочившие выплаты по кредитам или займам (а таких вследствие коронакризиса может становиться все больше), страдают от давления и угроз.

Впрочем, распознать черных коллекторов можно. Первый признак, говорит президент НАПКА Эльман Мехтиев, неполнота информации: нелегалы редко называют свои имена, тогда как профессионалы всегда представляются, а также называют организацию, от лица которой действуют. Второе: закон запрещает взыскателю связываться с должником чаще двух раз в неделю – если кто-то напоминает о долге чаще, это точно мошенник. И только они могут себе позволить грубость и психологическое давление. И еще: легальный коллектор никогда не возьмет деньги в руки, он может лишь напомнить реквизиты кредитора и подробно рассказать о способах оплаты. Нелегалы, напротив, часто предлагают заплатить наличными или перевести деньги на банковскую карту. В дополнение к этим рекомендациям Григорий Галицких, заместитель гендиректора по развитию бизнеса ГК «Финансовые услуги», советует при телефонном общении с коллектором обращать внимание, предупредил ли взыскатель, что ведется запись разговора. Если нет – плохой признак. Также важно, назвал ли он сумму и/или структуру долга. Среди признаков нелегальной работы коллектора эксперты также называют размещение информации о долге в соцсетях, расклейку соответствующих объявлений по месту жительства должника, требование погасить долг какого-либо третьего лица или, напротив, чтобы третье лицо оплатило долг заемщика.

По мнению профессиональных участников рынка, сегодня есть все необходимые инструменты для борьбы с черными коллекторами, однако эта работа находится в начальной стадии – насчитывается лишь несколько десятков примеров успешного противодействия нелегальным сборщикам долгов. Между тем многие жалобы граждан содержат скриншоты с телефонов, детализацию входящих звонков и записи, на основании которых, как считают в коллекторских агентствах, можно возбуждать уголовные дела, начинать розыскные мероприятия и т. д. В качестве меры противодействия мошенникам профессиональное сообщество предлагает даже переадресовать звонки должникам на номера сотрудников правоохранительных органов, чтобы те общались с нарушителями и записывали разговоры. Называются и многие другие способы противодействия – вплоть до распространения ответственности за действия нелегалов на заказчиков-кредиторов. Сейчас же, констатируют в НАПКА, пока тот или иной случай, связанный с действиями нелегальных коллекторов, не приобретет широкую огласку, правоохранительные органы фактически бездействуют.