Нефть вышла на доковидный уровень

Аналитики считают, что это ненадолго

Биржевая стоимость апрельского фьючерса эталонной марки нефти Brent 8 февраля впервые с января 2020 г. пробила $60 за 1 барр. Российская Urals подорожала, по данным Refinitiv, до $60,1 за 1 барр. – и это также стало годовым максимумом.

Цена нефти обрушилась в марте 2020 г. на фоне кризиса потребления из-за пандемии коронавируса. Дополнительным ударом по нефтяникам стал случившийся в марте разрыв сделки ОПЕК+ по сокращению добычи и ценовая война, развязанная Саудовской Аравией. Всего за один день, 9 марта, нефтяные котировки снизились более чем на 30%, до $31 за 1 барр. Brent. Urals в начале апреля торговалась дешевле $15 за 1 барр.

Эта свистопляска вернула участников ОПЕК+ за стол переговоров: 12 апреля 2020 г. ОПЕК и не входящие в нее страны договорились об условиях нового соглашения о сокращении добычи нефти в период с 1 мая 2020 г. по 30 апреля 2022 г. В результате, по оценкам ОПЕК+, уже в конце 2020 г. дефицит предложения нефти составлял 1 млн барр. в сутки. Также известно, что Саудовская Аравия и ряд стран ОПЕК+ для поддержания экономики стран альянса в феврале-марте снизят добычу нефти еще на 1,425 млн барр. в сутки, что эквивалентно примерно 1,5% мирового спроса на нефть.

Участники рынка сейчас исполнены оптимизма и именно это, как ожидают аналитики, в ближайшие дни будет толкать цены вверх – вплоть до $60–65 за 1 барр., говорит управляющий эксперт ПСБ Екатерина Крылова. При этом факторы риска, например продолжающаяся пандемия, пока будут игроками игнорироваться. «Рост цен продолжится до конца февраля, но потом эйфория несколько спадет. Фундаментально обоснованная среднегодовая цена находится у отметки $55 за 1 барр. Brent, остальное – это спекулятивная премия», – считает Крылова.

По ее мнению, со второго полугодия на рынке появится переизбыток предложения, который во многом обеспечат американские производители сланцевой нефти. Действительно, данные нефтегазовой сервисной компании Baker Hughes свидетельствуют об очередном росте буровой активности: число действующих нефтяных и газовых буровых установок в США в январе 2021 г. выросло на 30 относительно декабря 2020 г. и составило 369 единиц.

«Цены выше $50 за 1 барр. WTI позволяют сланцевым производителям увеличить инвестиции в новое бурение, что станет основным сдерживающим фактором для мировых цен», – соглашается эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. Текущий сильный «бычий» тренд может подтолкнуть цену нефти к избыточным уровням в $61–62 за 1 барр. Затем котировки стабилизируются вблизи текущих отметок, после чего начнут корректироваться вниз, считает он. Несмотря на рост спроса на нефть со стороны Китая – крупнейшего импортера нефти в мире (рост наблюдается с конца 2020 г. на фоне низкой заболеваемости и оживления экономики), глобальный спрос пока остается слабым, напоминает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. Поэтому цены на нефть в ближайшее время скорее снова начнут падать, полагает он.

Согласно его прогнозу, в среднем по году цена нефти составит $45 за 1 барр. Brent, но прогноз может быть повышен. В 2022 и 2023 гг. Маринченко ожидает роста средней стоимости барреля до $50 и $53 соответственно. Текущие цены весьма комфортны и для российских нефтяных компаний, и для российского бюджета, который на текущий год верстается исходя из цены отсечения $43,3 за 1 барр., заключает он.