Льготы для особых экономических зон уже не нужны

Что действительно мешает развитию ОЭЗ в России

Министерство экономического развития предложило ряд поправок в федеральный закон «Об особых экономических зонах» (ОЭЗ) и соответствующие статьи Налогового кодекса. Среди поправок – льготы по налогу на прибыль, ускоренная процедура возврата НДС, упрощение управленческих процессов. С 2005 г., когда этот закон положил начало массовому созданию ОЭЗ в России, это уже не первая хирургическая операция, направленная на коррекцию различных их аспектов. В прошлых раундах была проведена ликвидация целого ряда откровенно провальных ОЭЗ и осуществлена смена (и, кстати, уже неоднократная) руководства компании, управляющей системой ОЭЗ; было также несколько итераций открытия новых зон. Следует вспомнить и то, что по результатам нескольких проверок Счетной палаты в прошлые годы у нее возникали серьезные, скажем так, замечания по поводу затрат ОЭЗ на создание базовой инфраструктуры.

При этом стоит напомнить, что параллельно со свободными экономическими зонами в России существуют и другие специальные территориальные институты – индустриальные парки и территории опережающего социально-экономического развития, предоставляющие резидентам схожие налоговые преференции и инфраструктурные возможности. Кроме того, многие регионы внедрили нормативно-правовую базу, которая позволяет инвесторам, получающим статус приоритетных, также рассчитывать на масштабные льготы и поддержку. В общем, если перед нами вдумчивый и внимательный к нюансам регулирования инвестор, шанс на то, что он не сможет получить тот или иной льготный режим в каком-либо из регионов страны, невелик. Казалось бы, инвестиционный бум уже буквально на пороге. Но этого не происходит.

Несколько лет назад было довольно много иностранных инвесторов с проектами в России и мало качественных площадок с инфраструктурой. Сегодня все ровно наоборот: есть десятки площадок, подготовленных для работы новых предприятий, а иностранных инвесторов стало значительно меньше. Во всяком случае, очередь из потенциальных резидентов в новые ОЭЗ не выстраивается. И успешные кейсы ОЭЗ в Татарстане, Липецкой или Калужской областях, различных индустриальных парков в той же Калужской, Ульяновской и ряде других областей всего лишь оттеняют довольно вялое существование остальных.

Инструмент ОЭЗ предполагает создание федеральных проектов с выраженным международным потенциалом. Но сегодня сдерживающим развитие фактором стал не дефицит инфраструктуры, а дефицит рынков сбыта. Увеличение налоговых льгот и упрощение административных процедур в этой ситуации опоздало лет на десять. Наибольшая ценность для инвесторов, которую должно принести государство со своими институтами и мерами поддержки, может быть найдена именно в сфере стимулирования развития рынка и снижения барьеров, возникших во многом из-за геополитических обстоятельств.