Почему растет популярность Clubhouse

«Дресс-код» в социальной сети может заменить цензуру

За последнюю неделю количество пользователей Clubhouse в России приросло примерно на 130 000 человек. Чем это объяснить? Почему вообще потребность поговорить оказалась настолько сильной, что привела к взрыву популярности речевой социальной сети?

Теоретически запрос на появление нового ресурса был: старые сети раздражали цензорским вмешательством в контент, экспериментами с алгоритмами либо тиктоковским инфантилизмом. Однако предположить, что альтернатива возникнет на основе живой речи, заранее было сложно. Казалось, что пользователю нужен контент, который можно опредметить, зафиксировать во времени.

Оптимисты и скептики спорят о потенциале Clubhouse: продолжит ли сеть агрессивно рекрутировать новых пользователей или в лучшем случае окажется заменой автомобильного радио. «Не может быть, чтобы в стране было столько бездельников», – утверждают критики. Но почему не может? Нет ведь такой статистики.

Людей, способных к развернутому письменному высказыванию, вообще мало. Большинство пишет плоско, неинтересно и неграмотно. Зато класс риторов развился необычайно. Среднему интеллектуалу проще проговорить несколько часов – с азартом и позой, чем выдавить из себя несколько структурированных абзацев текста.

Есть и более весомые аргументы в пользу нового формата. Чем это не аналог античной рыночной площади, куда граждане приходили не только за снедью, но и обсудить важнейшие вопросы полиса и разную дребедень. Сократ, который никогда не писал текстов, проводил там часы в своих знаменитых спорах. Эмоциональные вспышки, чередование голосов, стилей, быстрых реакций придают сетевой коммуникации особый шарм.

В стихии живой речи больше свободы. Владельцы сети не могут ее заблокировать; более того, Clubhouse категорически против записей бесед и обещает с этим бороться. Хочешь материться – матерись. Хочешь крушить основы – круши. Здесь можно обсуждать секс, наркотики, гендерные иерархии, Трампа без риска нарваться на цензоров от Цукерберга или Роскомнадзора. Clubhouse станет вызовом для регуляторов, которым вновь придется перестраивать систему контроля.

Бродящие по «комнатам» участники дискуссий могут воспринимать себя героями описанного Толстым салона Анны Шерер, где гости разбивались на кучки вокруг тогдашних лидеров мнений. Фланирование позволяет подхватывать фразы, заимствовать обрывки мыслей. А значит, умных людей станет больше, ведь мерило ума в наши дни – лексика, набор устойчивых выражений. Общество не может существовать без своей ярмарки тщеславия, которая должна периодически менять формат и моду, открывать новые площадки для самопрезентации.

За счет модного ресурса сетевая архитектура достигла завершенности: текст (FB, Twitter) – фото и видео (Instagram, TikTok) – речь (Clubhouse). Цифровой образ теперь волен свободно пастись на цифровых лугах. Отказано в этом пока лишь телеведущему Владимиру Соловьеву, которого сеть уже дважды лишила аккредитации. Можно не цензурировать речь внутри салона, но оставить за собой право не пускать в клуб – ввести дресс-код вместо цензуры.