Ритейлер с человеческим лицом

В новой стратегии «Магнит» делает ставку на мягкость и цифровые технологии
Один из магазинов «Магнита» в новой концепции /Евгений Разумный / Ведомости

Розничная сеть «Магнит», занимающая лидирующее положение в России по количеству магазинов и вторую позицию по выручке, опубликовала корпоративную стратегию, рассчитанную на период 2021–2025 гг. Сам факт появления такой стратегии важен для рынка – так или иначе крупнейшие сети задают ориентиры и для других игроков.

Новый документ развивает принципы принятой «Магнитом» в 2020 г. стратегии устойчивого развития до 2025 г., основанной на 10 принципах глобального договора и 17 целях устойчивого развития ООН. Равняться на права человека, экологию и ликвидацию нищеты – хороший тон и модный мировой корпоративный тренд, и «Магнит» хочет быть в этом тренде. Компания пытается смягчить свой былой брутальный образ.

Старый подход подразумевал массовую агрессивную экспансию, достаточно прагматичное, скажем так, отношение к персоналу, минимум эмоций для потребителя. Теперь в качестве целей декларируется выборочная экспансия, баланс цен и качества, вовлечение сотрудников, зеленый подход и даже «эмоциональное позиционирование». Новую экспансию называют умной. Она будет дополняться точечными сделками M&A. В качестве примеров таких сделок ритейлер назвал покупку площадей магазинов «Евророс» и «Интерторг».

Все это будет объединять масштабная цифровизация, квинтэссенцией которой станет, естественно, суперапп, в котором клиенты «Магнита» смогут не только заказывать продукты, но и получать разные сервисы очередной экосистемы. При этом надо признать (это признают и в самом «Магните»), что с выходом на рынок e-grocery компания опоздала. Лидером опять стала X5 Retail, которая начала развивать онлайн-продажи еще в 2017 г. «Несмотря на то что мы присоединились к этому рынку достаточно поздно, мы намерены быстро догнать конкурентов», – заявил исполнительный директор «Магнита» Флориан Янсен.

Вообще, конструкцию рынка часто определяет конкуренция пары главных лидеров, для ритейла это как раз «Магнит» и X5 Retail. Чем острее конкуренция в этой паре, чем ближе они друг к другу, тем выше поднимаются стандарты клиентского сервиса, быстрее внедряются новые технологии. Когда же один из игроков становится вечно вторым, развитие рынка тормозится, рутинизируется. Ритейлу это точно сейчас не грозит.

Впрочем, сразу после презентации стратегии котировки акций «Магнита» заметно упали. Вероятно, инвесторы ожидали от него чего-то более амбициозного.