Британские банкиры стремятся в Азию

Что это означает для российского бизнеса

HSBC, крупнейший банк Великобритании по размеру активов (и шестой в мире), сделал несколько важных заявлений, которые определят его стратегию на ближайшие годы. Главное – дальнейшее смещение фокуса на азиатские рынки: HSBC планирует инвестировать $6 млрд в развитие банковского бизнеса и в управление активами в Гонконге, Сингапуре и еще ряде центров Юго-Восточной Азии (ЮВА). В поддержку этих инвестиций рабочие места части лондонских топ-менеджеров банка будут также перенесены в ЮВА.

Азиатский фокус HSBC никого не удивит – банк был основан для финансирования торговли между Лондоном и Гонконгом. Однако свежие новости наводят на две мысли. Во-первых, лондонским банкирам становится тесно в Европе, экономика которой подверглась воздействию брекзита и продолжающейся эпидемии COVID-19. Во-вторых, банк, очевидно, предвидит более высокие темпы восстановления и последующего роста экономики скорее в Азиатском регионе, чем в Старом Свете.

Для российского бизнеса, в том числе финансового, азиатские рынки тоже очень привлекательны. Однако основные российские проекты реализуются в рамках межправительственных соглашений и касаются преимущественно сырьевого сектора. При этом вовлеченность российских финансовых институтов, например, в китайский бизнес невелика, хотя мнение, что на рынке Китая все занято местными банками, ошибочно. В стране действует программа развития инклюзивных финансов, направленная на обеспечение доступа и населения, и бизнеса ко всем видам финансовых услуг, и она пока далека от завершения. Крупнейшие российские банки при этом обслуживают только текущие операции довольно узкого круга крупных и сверхкрупных клиентов. В то же время на европейском рынке тот же «Сбер» через свои «дочки» активно работает не только с отечественными сырьевиками, но и с местным бизнесом – в частности, с хорватским. Свои услуги банк также продвигает в Германии, Словении, Чехии. В Австрии до последнего времени Sberbank Europe обслуживал только корпоративных клиентов, но с 2021 г. планирует начать оказывать услуги физическим лицам.

На рынке Китая в разных формах, не всегда подразумевающих возможность ведения полноценной банковской деятельности, присутствуют «Сбер», ВТБ, Газпромбанк и Промсвязьбанк. Но ни один из них не занимается там широким укреплением своего плацдарма. При этом российский бизнес присутствует в Китае активно, начиная с мелких компаний, закупающих наушники и пауэр-банки, и заканчивая участниками солидных экспортно-импортных операций. Их бизнес, несомненно, нуждается в понятных услугах банковской инфраструктуры, которые могли бы предложить российские банки. Иначе на их место придут англичане.