«Медиарестораны» и фастфуд-медиа
Какие возможности есть у информационных ресурсов в новой эпохеИнформации стало так много, что мы не потребляем ее – дышим ею. Новые инструменты создали вокруг человека сферу непрерывных воздействий, разрушив прежнюю иерархичную и ступенчатую логику насыщения информацией. Весть настигнет человека в любом случае, ее первоисточник будет утерян в цепочке передач; сам получатель моментально становится средством дальнейшей трансляции.
Это новая реальность, которая неизбежно изменит правила игры. Какие медиаресурсы сохранят в ней позиции? По всей видимости, аудитория разорвется между двумя полюсами.
Один из них будет привязан к инстинктам типичного обывателя, и его описывает медиааналитик Сергей Скрипников: «Информация оказалась на одной полке с готовыми медиапродуктами, уже заряженными на то, чтобы удовлетворять любой эмоциональный голод – от любопытства и зависти до допаминовой жажды признания или мурашек от страха. То, что требует длительного пережевывания и переваривания, по скорости усвоения уступает готовым продуктам или полуфабрикатам. Медленные, или «холодные» (по Маклюену), медиа, требующие от потребителя «прогрева» – соучастия и анализа, перестают быть массовыми, так как проигрывают по скорости, виральности и охватам. В лавинах информационного шума мы склонны выхватывать самые громкие, яркие, заряженные единицы контента».
В массовом сегменте информация упакована в простые смысловые пакеты, которые сразу задают вектор интерпретации. Это «фастфуд». Его источник потребителю не принципиален, если только не привязан к яркой медийной личности, которая также является частью упаковки. Но рынок этого «фастфуда» подрывает сегодня возможность каждого открыть свою «лавку» и насыщать сегмент своей продукцией – в формате новых медиа.
Второй, «ресторанный» полюс предложит альтернативу – область возможных интерпретаций. Аудитории этого типа в текущем потоке нужна не готовая примитивная версия, но и не ворох фактов, ему нужно пространство борьбы интерпретаций. Это и есть качественное медиа будущего. Ключевой ценностью станет оперативная, не отстающая от потока жизни аналитика. Смысл не будет уже готовым продуктом – можно будет наблюдать его генезис, усложнение структуры, сравнивать с другими подходами. В отличие от «партийных» СМИ такие ресурсы будут предлагать диапазон позиций, выполняя роль экспертного фильтра, частично пройдя вместе с читателем-зрителем-слушателем путь рефлексии, но оставив ему пространство выбора.
Что в этом смысле в России? В небольшом количестве остаются герои старой школы чистой информации. Нет проблем с «фастфудом», правда, подается он пока в формате сосисок в тесте и беляшей – не лучший выбор даже в этой нише. По части «медиаресторанов» ситуация еще хуже – по количеству достойных наименований меню слишком короткое.
Профицит информации привел к дефициту смысла. Его восполнение – открытая возможность для медиа в новой эпохе.