Китай создает альтернативу Сингапуру
Руководство КНР опасается западных финансовых рисковСогласно последним данным госстата КНР, в 2020 г. ВВП Китая вырос на 2,3%. Из этого можно сделать вывод: КНР первой из крупнейших экономик мира отыграла потери, вызванные COVID-19. IV квартал 2020 г. удивил еще больше, добавив 6,5% роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2021 г. рост ВВП страны может составить 7–8%.
За предыдущие годы Китай сделал огромный рывок и, по словам ряда первых лиц руководства страны, вывел в последнее время из бедности 100 млн человек, повысив их доходы, в том числе за счет обеспечения работой жителей более бедных регионов. Это стало возможным благодаря развитию логистики, строительству мостов, автомобильных и высокоскоростных железных дорог. Очевидно, что большая часть населения Китая живет все еще достаточно тяжело, но за последние 30 лет произошли колоссальные изменения в лучшую сторону, которые смог ощутить, без преувеличения, каждый гражданин страны. Достаточно взглянуть на траекторию курса юаня к доллару: он держится в диапазоне около 6–8,3 юаня за доллар уже четверть века. С мая 2020 г. китайская валюта снова укрепилась, что осложняет работу экспортерам, но зато большинство китайцев продолжают хранить свои сбережения именно в юанях.
В отличие от многих передовых стран в КНР есть четкая стратегия и планы в отношении реформ, а также привлечения капитала и технологий. Основные планы развития экономики обновляются раз в пять лет. В чем состоят эти планы?
КНР намерена инвестировать в инфраструктуру следующего поколения $1,6 трлн в течение ближайших пяти лет. Это более чем вдвое превышает финансирование подобных направлений за все последние годы. Особенно важно, что новая часть инвестиций будет перенаправлена на развитие телекоммуникаций, сетей 5G, строительство зарядных станций для электромобилей, а также на усовершенствование технологий обработки данных, высоковольтную передачу электроэнергии. Такая финансовая поддержка инноваций чрезвычайно актуальна для густонаселенных регионов. Восток и юг Китая являются приоритетными для руководства страны, особенно с точки зрения привлечения и поддержки высокотехнологичных компаний и технопарков. Нельзя не отметить и политическую волю, которая также играет большую роль и формирует реальность: так, например, с нуля был построен город Шэньчжэнь.
При этом огромные финансовые потоки на развитие инфраструктуры всегда доходят по назначению. Китай часто критикуют за то, что инвестиции неэффективны и необходимо сосредоточиться на спросе, а не заливать все асфальтом сплошных инвестиций, но в итоге китайское правительство оказалось право. «Асфальтовый» Китай выходит из кризиса, а «ориентированные на спрос» и «точечные инвестиции» США и ЕС пока нет. Впрочем, в 2020 г. среди прочих инициатив Китай объявил о переориентации на внутренний спрос. И здесь мы подходим, пожалуй, к ключевому моменту.
Китай закрыл границы для въезда и уже около года c большими сложностями принимает иностранных граждан. Открываться страна не спешит, хотя уверенно – и это наглядно подтверждает статистика – выходит из кризисной зоны. В чем тогда причина?
На мой взгляд, руководство КНР опасается не столько вируса, сколько иностранных финансовых рисков. В Пекине есть уверенность, что западные финансовые рынки сегодня не отражают ситуацию в реальном секторе экономики. Китай в какой-то степени пытается отгородиться от подобных пузырей («Ведомости» писали о пузыре IPO 3 марта 2021 г.) и укрепляет «великую китайскую экономическую стену», перенаправляя свое внимание на работу внутри страны и в Азию, в том числе при помощи новой экономической стратегии «двойной циркуляции», или «двойного обращения». Эта стратегия сочетает в себе усилия по развитию внутренней экономики Китая и международного экономического сотрудничества, дополняющие друг друга.
Ближайшая международная экономическая цель Китая, согласно этой стратегии, перенос финансового и экономического центра из нестабильного Гонконга на территорию континентального Китая и отчасти на остров Хайнань. Глобально юг Китая рассматривается руководством КНР даже как замена не только Гонконгу, но и Сингапуру – т. е. центру всей Азии в плане финансов, экономики и логистики.
В частности, на Хайнане существует инициатива, в рамках которой приоритет отдается регистрации технологических или наиболее прибыльных финансовых организаций, участников рынка финансового лизинга, фармацевтических компаний. Также принимаются меры по стимулированию перемещения в регион местных корпоративных центров и международных холдингов (headquarters для компаний, работающих на всю Азию), высокотехнологичных компаний, в том числе специализирующихся на технологиях в сфере сельского хозяйства, гибридах.
Получится ли сделать Хайнань реальной альтернативой Сингапуру – увидим. Но цель очень амбициозная.