Криптовалюта может создать новое общество

Хотя его появлению будут всячески сопротивляться и государства, и бизнес

Сама технология блокчейна еще несовершенна, ей предстоит пройти длинный путь – в частности, решить проблемы, связанные с большими объемами данных, масштабируемостью и интероперабельностью. Тем не менее блокчейн находит применение уже сейчас, выполняя роль инфраструктуры для цифровой трансформации многих процессов. Открытость и доступность – самые большие ценности применения блокчейна, и за десятилетие, прошедшее с момента возникновения технологии, они не поменялись и не померкли. Причем эти ценности можно нести как с помощью открытых и децентрализованных блокчейн-сетей, так и с помощью закрытых сетей, у которых фактически есть оператор. Финансовые решения, основанные на распределенных реестрах, развиваются активнее всего. В области открытых децентрализованных протоколов безусловным трендом прошлого года является концепция децентрализованных финансов (DeFi), а в области закрытых распределенных систем – цифровые версии национальных валют (Central-Bank Digital Currencies).

Вообще, инфраструктура для денег и цифровых финансовых активов была и будет первой и самой естественной ролью для блокчейна. За ней следуют все остальные сценарии. В корпоративном сегменте их по-прежнему не очень много, но там, где потенциал технологии, что называется, «попадает» в процесс, получаются уникальные решения. Канонический пример – использование блокчейна в цепочках поставок и логистических процессах для снижения транзакционных издержек. А в 2020 г. вырос интерес к применению технологии в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). Кстати, Россия сейчас одна из лидирующих стран по применению систем голосования, основанных на технологии блокчейна, – используемая ЦИК система ДЭГа построена как раз на блокчейне. Есть и другие актуальные сценарии, рассчитанные на использование в энергетике, сфере коммунальных услуг, здравоохранении, управлении интеллектуальной собственностью, программах лояльности.

Один из лидеров в использовании блокчейн-технологий на национальном уровне, безусловно, Китай. Его государственная блокчейн-платформа Blockchain-based Service Network предоставляет инфраструктуру национального масштаба для всех блокчейн-разработчиков, а цифровой юань сегодня самая продвинутая цифровая валюта. Отмечу, что многие юрисдикции по-прежнему очень лояльны к криптовалютам – этим, в частности, объясняются значительные вложения институциональных инвесторов в биткойн.

Россия выбрала уникальный путь, приняв закон, согласно которому криптовалюты отделены от цифровых финансовых активов (ЦФА). Первые де-факто запрещены для использования в корпоративной среде, вторые подпадают под строгое регулирование Банка России. Пока сложно сказать, что из этого выйдет. Я отношусь к регулированию этой сферы в России со сдержанным оптимизмом и надеждой на новый этап развития для всех участников рынка. Хотя нам уже пришлось адаптироваться к новым реалиям: так, все проекты, связанные с открытыми блокчейн-сетями (и, соответственно, активами в них), были вынесены в другие юрисдикции еще в 2020 г. Сейчас остается наблюдать, как новая правовая база будет применяться вместе с появлением операторов ЦФА.

Можно рассуждать об идеальном срединном пути, при котором, с одной стороны, криптовалюта не запрещается, а с другой – активно разрабатываются альтернативные механизмы со стороны государства. Такой путь теоретически возможен, тем более что запретить криптовалюты очень сложно. Но это пока утопия, которая не реализована еще нигде в мире.

В то же время у государства и бизнеса гораздо больше возможностей популяризировать решения и сервисы на блокчейне. Вся активность, связанная с открытыми блокчейн-сетями и криптовалютами, по-прежнему остается уделом относительно небольшого круга энтузиастов, проникновение этого мира в жизнь обывателя еще очень и очень мало. Возможно, новый взрывной тренд децентрализации – Non-Fungible Tokens – сможет привлечь большие аудитории. По крайней мере из среды артистов и коллекционеров, как это происходит прямо сейчас. Но уже кажется очевидным, что настоящая децентрализация получит широкое распространение совсем не в ближайшей перспективе. Возможно, лет через десять биткойн будет способен официально стать резервной валютой.

Сейчас же мы ждем значительных шагов в трансформации государственных и корпоративных процессов за счет применения блокчейн-технологий. И предпосылки для этого в России есть – блокчейн-платформа Федеральной налоговой службы, запущенная в разгар пандемии, или те же системы ДЭГа на блокчейне. Это технологическое движение выгодно всем участникам: государству, бизнесу, обществу. И поэтому в ближайшие годы будет реализовываться быстрее всего. Но параллельно этому процессу будут развиваться и децентрализованные блокчейн-решения, пытающиеся повторять и переосмыслить некоторые государственные функции. Они будут прорастать, несмотря на то что появлению децентрализованного общества или даже «государства», находящегося над существующими границами, национальными и корпоративными интересами, будут всячески препятствовать большинство государственных и частных организаций. Просто из соображений конкуренции.