Контейнеровоз Ever Given застрял надолго

Пробка в Суэцком канале обходится в $400 млн в час

Контейнеровоз Ever Given, печально теперь знаменитый, сегодня как кость в горле для всего делового мира.

23 марта в 7.40 по восточноевропейскому времени (8.40 мск) судно, следовавшее из Малайзии в Нидерланды, село на мель в Суэцком канале. Из-за сильного ветра и плохой видимости оно отклонилось от курса, зарылось носом в один берег, после чего его развернуло так, что корма тоже оказалась на мели – но уже у другого берега. Таким образом, контейнеровоз полностью блокировал движение по каналу. Первые попытки снять его с мели успехом не увенчались, и теперь эксперты говорят, что на это может уйти до нескольких недель. «Контейнеровоз лежит на песке, как гигантский выбросившийся на сушу кит. Возможно, нам потребуется разгрузить судно, только тогда усилия буксиров и экскаваторов дадут плоды», – цитирует Reuters Питера Бердовски, гендиректора нидерландской компании Royal Boskalis Westminster, ведущей работы по спасению судна. В операции участвуют восемь буксиров. А ее завершения ждут уже более 150 других контейнеровозов, танкеров и балкеров с товарами, нефтью, газом и зерном, застрявших в пробке в Суэцком канале.

Ever Given – один из крупнейших контейнеровозов в мире – был заложен на верфи японской судостроительной компании Imabari Shipbuilding в декабре 2015 г. и спущен на воду в мае 2018 г. Он имеет осадку в 14,5 м и принадлежит к классу Golden. Владельцем Ever Given является японская компания Shoei Kisen Kaisha, порт приписки – Панама. Это один из 11 контейнеровозов серии, построенной по заказу одного из лидеров морских контейнерных перевозок – компании Evergreen Marine. Суда рассчитаны на перевозку от 20 124 (как Ever Given) до 20 160 TEU (эквивалент объема стандартного контейнера длиной 20 х 8 футов, или 6,1 х 2,44 м). Судно укомплектовано двигателем Man мощностью 59 300 кВт и двумя боковыми подруливающими устройствами, его крейсерская скорость – 22,8 узла. Крупнейшие контейнеровозы, в том числе Ever Given, имеют длину 400 м – это чуть меньше, чем высота Empire State Building в Нью-Йорке (около 440 м), и чуть больше, чем высота башни «Федерация» в «Москва-сити» (около 370 м).

Примечательно, что Ever Given не впервые попадает в неприятности из-за ветра. В феврале 2019 г. контейнеровоз столкнулся с пассажирским паромом на Эльбе в районе Бланкенезе (западная часть Гамбурга). Паром получил сильные повреждения. К счастью, на его борту не было пассажиров, а из трех членов экипажа медицинская помощь потребовалась только капитану. Во время происшествия в Суэцком канале тоже обошлось без травм.

Но вот мировая экономика без травм не обойдется. Через Суэцкий канал идет 30% всех морских контейнерных перевозок (12% мировых перевозок товаров), а также существенная доля морских перевозок нефти и сжиженного газа (по данным Vortexa, в пробке в канале застряло около 13 млн баррелей нефти, из которых 26% – из России). Путь в обход Суэца намного дольше и дороже: по информации Financial Times, чартерный рейс из Сингапура в Роттердам через мыс Доброй Надежды займет на девять дней больше и будет стоить дополнительно $430 000. Кроме того, пробка в Суэцком канале возникла, как раз когда в мире набирает обороты контейнерный кризис, вызванный резким ростом электронной коммерции и, как следствие, увеличением экспорта из Китая в Европу и США. Стоимость перевозки одного 40-футового контейнера из Китая в Европу выросла в 4 раза до $8000. «В результате могут подорожать любые товары, которые вы привыкли видеть в магазинах», – заявил порталу NBCnews независимый датский эксперт по логистике Ларс Йенсен.

Про убытки множества сторон (Египта, перевозчиков, отправителей и получателей грузов и т. д.) и размер потенциальных исков от одних другим даже подумать страшно. По грубой прикидке Bloomberg, только один час блокады Суэцкого канала обходится в $400 млн.