Coursera привлекла на IPO более $500 млн

Выход на биржу планируют и другие образовательные стартапы
Coursera — компания недели /AP

Американская платформа онлайн-образования Coursera провела 31 марта первичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). За день до IPO компания объявила, что планирует продать 15,73 млн акций по цене $33 за штуку, т. е. по верхней границе объявленного ранее диапазона в $30–33 за акцию. Таким образом, Coursera намерена привлечь $519 млн. Опцион еще на 2,4 млн акций получили андеррайтеры IPO, в число которых входят банки Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup и UBS. Рыночная стоимость компании составит $4,3 млрд, сообщает агентство Bloomberg. В ходе первых двух часов торгов (с 19.00 до 21.00 мск) котировки акций Coursera росли на 26% до $41,6.

Платформу Coursera запустили в 2012 г. два профессора факультета информатики Стэнфордского университета Дафна Коллер и Эндрю Ын. Миссией основателей компании стало «обеспечение всемирного доступа к первоклассному обучению», говорится в заявлении компании. Свое обещание Ын и Коллер исправно выполняют: более 200 ведущих университетов и компаний – таких как Йельский, Мичиганский и Иллинойский университеты и техгиганты Google и IBM – предлагают на платформе курсы, специализации и даже программы бакалавриата и магистратуры. Доступны на платформе и курсы российских университетов – например, Высшей школы экономики и Санкт-Петербургского государственного университета. Уже более 6000 компаний, университетов и органов управления (включая более 100 компаний из списка Fortune 500) обучали и повышали квалификацию своих сотрудников и студентов с помощью Coursera, говорится в заявлении компании.

По данным Coursera на конец 2020 г., на платформе зарегистрировалось 77 млн пользователей, что ставит ее в ряд крупнейших в мире (для сравнения: у образовательного стартапа Udemy, по данным ресурса VentureBeat, 50 млн студентов, а у платформы edX, согласно отчету компании, – 35 млн). Только за 2020 г. на платформе зарегистрировались 30,6 млн новых пользователей. При этом Coursera дает возможность прослушать курс бесплатно (правда, чтобы получить сертификат о прохождении курса, придется заплатить) и подавляющее большинство студентов платформы этим пользуется: по данным MarketWatch, только 3,6 млн пользователей платили за обучение на платформе.

Как отмечает Bloomberg, благодаря буму онлайн-образования, пришедшему вместе с пандемией, выручка Coursera в 2020 г. выросла почти на 60% по сравнению с годом ранее – до $294 млн. Однако по итогам года увеличился и чистый убыток компании – с $47 млн в 2019 г. до $67 млн в 2020 г. По словам представителей Coursera, операционные расходы будут возрастать, так как компания продолжает работать над расширением библиотеки курсов и аудитории.

В июле 2020 г. Coursera привлекла $130 млн в рамках нового раунда финансирования, тогда компания оценивалась в $2,5 млрд, как сообщало аналитическое агентство Pitchbook. Среди инвесторов компании – американские венчурные фирмы New Enterprise Associates, Kleiner Perkins и G Squared. Есть потенциал и для дальнейшего роста: согласно прогнозу агентства PR Newswire, мировой рынок онлайн-образования вырастет до $246 млрд к 2026 г. со $153 млрд в 2020 г.

Спешат на биржу и конкуренты Coursera: стартап Udemy, который оценивается в $3 млрд, сообщил инвесторам о планах провести первичное размещение акций в этом году, пишет Bloomberg. Во II квартале этого года с помощью слияния со SPAC на NYSE планирует выйти американский «маркетплейс для репетиторов» Nerdy. По данным TechCrunch, компания оценивается в $1,7 млрд.