Nike добилась запрета на продажу «сатанинских кроссовок»

Но к этому моменту 665 пар обуви уже было распродано
MSCHF x Lil Nas X

Мировой лидер на рынке спортивной одежды и обуви американская Nike добилась через суд запрета на продажу «сатанинских кроссовок» – модифицированной версии модели Nike Air Max 97, выпущенной арт-группой MSCHF вместе с рэпером Lil Nas X.

Компания на прошлой неделе подала против MSCHF иск в суд Восточного округа Нью-Йорка, заявив о нарушении прав на товарный знак. Из-за поднявшейся в США волны общественного порицания Nike особо подчеркнула, что к выпуску этих кроссовок не имела никакого отношения, и потребовала компенсировать ей репутационный вред. 1 апреля суд удовлетворил это требование и запретил продажу «сатанинских кроссовок». Но, оказалось, поздно: по словам представителей MSCHF, 665 пар эксклюзивной обуви было распродано онлайн меньше чем за минуту в день старта продаж, 29 марта.

Выпуск кроссовок был приурочен к выходу клипа Lil Nas X на композицию Montero (Call Me By Your Name), по сюжету которого рэпер спускается из Эдемского сада в ад и встречается с сатаной. Всего было выпущено 666 пар черно-красных кроссовок с логотипом Nike, подвеской в виде пентаграммы и надписью «Luke 10:18» (отсылка к Евангелию от Луки: «Он же сказал им: я видел сатану, спадшего с неба, как молния»). В подошве каждой пары есть пузырек воздуха с каплей человеческой крови, разбавленной чернилами. Стоимость «сатанинских кроссовок» – $1018. Все пары пронумерованы, причем последняя, 666-я, должна была достаться победителю розыгрыша, которого Lil Nas X обещал выбрать в Twitter, но по решению суда розыгрыш был остановлен.

Большинство покупателей «сатанинских кроссовок» уже получили их. Некоторые пары даже были выставлены на перепродажу на eBay по цене от $2000 до $9000. Поэтому пока не ясно, на скольких покупателей повлияет судебный запрет на продажу кроссовок, а если повлияет, то получат ли они назад свои деньги. Как отмечают американские СМИ, дальнейшее судебное разбирательство может даже привести к отзыву уже доставленных пар.

Представители MSCHF заявили, что «сатанинские кроссовки» должны рассматриваться не как партия обуви, а как пронумерованные произведения искусства. Юристы MSCHF привели в пример выпуск в декабре 2019 г. «кроссовок Иисуса» – также модифицированной версии модели Nike Air Max 97 с распятием и святой водой в подошве. В MSCHF, передает Reuters, по-прежнему верят в свободу самовыражения.

«Нет ничего важнее нашей способности и способности таких же художников, как мы, продолжать работать в будущем», – говорится в официальном сообщении арт-группы. В MSCHF также заявили, что все еще надеются снять претензии в диалоге с Nike во внесудебном порядке. Сама компания в любом случае получит положительный эффект от подачи иска, отметил в разговоре с The Wall Street Journal (WSJ) профессор юридического факультета Университета Нотр-Дам Марк Маккенна. «С точки зрения PR выгода очевидна: они покажут своим покупателям, что не поддерживают [подобные действия]», – заявил Маккенна.

MSCHF (от англ. mischief – «озорство») основана в 2016 г. и известна громкими вирусными кампаниями, пишет WSJ. Среди проектов группы – помощь пользователям Snapchat в создании впечатления, что они провели классный вечер, и чат-бот для страдающих бессонницей. При этом арт-группа не является маркетинговым агентством и не имеет собственных клиентов. По данным PitchBook, MSCHF привлекла венчурный капитал от фондов Founders Fund и Canaan Partners. На сайте MSCHF новая кампания публикуется каждые две недели.