Законы коммерции против законов физики
Балтийские страны готовы платить больше, лишь бы не пользоваться «недемократическим» электричествомГенеральный директор литовской энергетической компании Elektrum Lietuva Мартинас Гига предупредил сограждан, что им придется пережить «существенное увеличение» цен на электричество. Произойдет это, когда балтийские страны выйдут из энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Литва, Латвия) и синхронизируются с сетями ЕС.
Еще с советских времен республики Балтии увязаны с Россией и Белоруссией в единый энергетический комплекс. В наиболее выгодном положении изначально была как раз Литва, получившая от СССР роскошный подарок в виде Игналинской АЭС (ИАЭС). Благодаря ему страна в первые 20 постсоветских лет и сама проблем с электричеством не знала, и успешно экспортировала его в соседние страны. Так, в рекордный для атомной энергетики Литвы 1993 год на ИАЭС было произведено 12,26 млрд кВт ч электроэнергии (88,1% всей электроэнергии, произведенной в том году в стране). Однако ИАЭС пришлось пожертвовать – такой цены потребовали «европейские партнеры». Свое требование Брюссель обосновал соображениями безопасности в регионе – на Игналине стояли реакторы того же типа, что и на Чернобыльской АЭС.
Так Литва превратилась из экспортера в импортера электроэнергии. Экс-президент Литвы Роландас Паксас позже вспоминал: «Обещание закрытия ИАЭС являлось единственной возможностью начать переговоры по вступлению в Евросоюз. Вот такая как бы дань с нашей стороны <...> Но второй блок – это уже наша ошибка. Литовские политики, по сути, не боролись за второй энергоблок атомной станции».
К середине 2010-х гг. в Литве, как и в других балтийских странах, сменился идеологический тренд. Раньше Прибалтика позиционировала себя как мост между Востоком и Западом и собиралась извлекать выгоду из статуса транзитного региона. Теперь же там хотят сказать «варварскому» восточному соседу последнее прости и максимально от него дистанцироваться. Шаг к этому Литва сделала 27 октября 2014 г., когда в Клайпеде встал на мертвый якорь плавучий терминал сжиженного природного газа (СПГ) с символическим названием Independence.
В Литве дату 27 октября назвали одной из самых значительных в истории государства – столь же важной, как и дни выхода из Советского Союза и вступления в НАТО и Евросоюз. Мол, теперь литовцы сбросят «энергетическую оккупацию «Газпрома». Однако позже выяснилось, что все не так радужно. Полностью уйти от российского газа Литве не удается и по сей день. Чаще всего Литва получает СПГ из Норвегии и России, изредка – из США (хоть каждая поставка американского газа и сопровождается бурным восторгом в литовской прессе).
В последние же годы Литва объявила «священный крестовый поход» против Белорусской АЭС в Островце. В Вильнюсе ее заранее объявили «небезопасной». Да и вообще, считают литовские власти, неприемлемо содействовать атомному проекту «диктатора Лукашенко». Задолго до того, как белорусы 7 ноября 2020 г. запустили свою АЭС, Литва заявила, что покупать электричество с нее не будет – и убедила последовать своему примеру двух других прибалтийских сестер.
Страны Балтии решили, что с момента запуска БелАЭС импорт электроэнергии в регион из России переместится с белорусско-литовской на российско-латвийскую границу и Россия отныне должна предоставлять гарантии, что продает электричество небелорусского происхождения. О степени же зависимости Прибалтики от электричества из России можно судить по данным, которые российский оператор электросетей «Интер РАО» представил в марте 2021 г.: в базовом прогнозе на 2021 г. «Интер РАО» планирует поставить за границу 15 млрд кВт ч электроэнергии, что на 28% больше прошлогоднего показателя. Главными покупателями станут Латвия и Литва, на них придется около 33% поставок.
Однако если с энергозависимостью от России на данном этапе прибалты еще готовы смириться, то с Белоруссией дело обстоит совершенно по-другому. В конце зимы министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис заявила, что соседняя Латвия по-прежнему торгует белорусской электроэнергией, которая поступает и в Литву. Разразился скандал. Рига обвинения категорически отвергла. В министерстве экономики Латвии считают, что литовская сторона путает физические потоки с коммерческими. «Конечно, никакие коммерческие потоки из Беларуси в Латвию не попадают. Торговля между странами не происходит, – заявил представитель министерства экономики Латвии Эдий Шайцанс. – Но я допускаю, что Литва говорит о физических потоках, а они двигаются по законам физики. Если в Беларуси мощность энергопотока больше, а в Литве сопротивление меньше, то чисто по законам физики электричество течет в сторону Литвы. Но здесь надо отделять одно от другого – коммерческие поставки от законов физики».
Чтобы избежать подобных казусов в будущем, прибалты и стремятся покинуть БРЭЛЛ. Поставлена задача разорвать энергетические связи не только с Белоруссией, но и с Россией. Проект синхронизации электросетей с континентальной Европой оценивается в 1 млрд евро, 75% затрат будут покрыты самим ЕС. И никого в ЕС не волнует, что там идут против постулатов о свободном рынке. Идеология «холодной войны 2.0» сильнее.