Россия строит виртуальный собес

Как цифровизация государства помогает в борьбе с бедностью

Какой самый эффективный образовательный проект всех времен и народов? По-моему, тут нет никаких сомнений: это ликбез в России после революции 1917 г. Жестокое тоталитарное государство – в целом, как показала история, крайне неэффективное – тем не менее смогло ликвидировать безграмотность в огромной нищей стране, растерзанной мировой войной и гражданской междоусобицей. Да, проект был задуман еще при Николае II. Но реализовать его удалось большевикам. Почему?

Иногда вертикально организованные структуры власти могут проводить реформы и проекты, которые просто невозможны в децентрализованных системах управления. Например, уже неоднократно высказывалось мнение, что с пандемией лучше справляются страны вроде Китая, а «развитый мир» (США и Европа) показывает результаты гораздо скромнее. Это происходит именно в силу слабых рычагов управления социумом в экстренной ситуации, которая требует мобилизационных мер, и из-за делегирования множества властных функций частным предприятиям и локальным общественным структурам. Это хорошо в спокойное, «мирное» время, но дает сбои в экстренных ситуациях.

В России преобладает мобилизационный тип экономики. Это факт. А государство здесь всегда было основным актором, подавая пример и в модернизации. Пушкин с его знаменитым «правительство в России все еще единственный европеец» нисколько не устарел: сегодня государство возглавило цифровую трансформацию, в результате чего Россия существенно обогнала ту же Европу по масштабам цифровизации госуслуг, и заложило предпосылки для прорывных изменений в стране. Уже сейчас наши достижения в плане цифровизации ФНС, например, значительно выше, чем во многих зарубежных странах. И это только начало. Дальше мы будем двигаться в сторону глобального социального онлайн-казначейства.

Эта система, проект которой разрабатывался в прошлом году, должна стать онлайн-процессингом для всех социальных пособий, льгот всех уровней бюджетов, внебюджетных фондов, внешних организаций – чтобы любое социальное пособие можно было описать в виде скрипта и запустить в реальном времени. Уже сейчас «ковидные» выплаты врачам и регистрация безработных полностью цифровые и централизованные, доля электронных больничных уже превышает 75%. Задача – масштабировать это для всех видов социальной помощи и льгот.

Старая система социального обеспечения крайне устаревшая, тяжелая, неудобная для пользователей и экономически неэффективная, особенно на уровне региональных структур. В ней много от еще советской системы собесов. Занято в ней около 350 000 человек. А себестоимость доведения итоговых выплат до получателя по некоторым пособиям доходит до 17 коп. с рубля – это немыслимо дорого для государства.

Цифровая платформа социального казначейства должна позволить выстроить систему социальных льгот вообще по-другому. Сегодня есть огромное количество рассогласований. Много говорят про адресность социальных пособий, но реально эта адресность на уровне Федерации одна, у региона другая, у муниципалитета третья. Все они рассинхронизированы по времени и по целесообразности, управляющие системой не видят объект, на который надо направить выплаты: кто это – человек, семья или домохозяйство в целом? В итоге трудности с администрированием, с эффективностью соцподдержки.

Цифровизация – это как раз основа для борьбы с бедностью в современном понимании. Более того, социальное казначейство, которое необходимо построить в России, – это техническая возможность реализации идеи умного базового дохода, о которой последние годы так много говорят. Если оставить за рамками социально-экономические аспекты базового безусловного дохода, меня, как IT-эксперта, прежде всего интересует механизм реализации этой программы. Кто и при каких условиях будет получать базовый доход, как рассчитать объемы выделяемых средств, как быстро и без ошибок доставить их до получателей? Это нетривиальная задача, и решить ее можно только на базе цифровой платформы, которая объединит информационные системы всех ведомств – участников процесса.

Отдельный сложный вопрос – что делать с сотрудниками ведомств, функции которых переходят к цифровой платформе. Наступил ли тот самый момент, когда роботы отбирают работу у людей? Вообще цифровизация не отбирает, как принято считать, рабочие места, а создает дополнительные в силу возникновения новых рынков и возможностей. Насколько это сработает в данном случае, зависит от государства, которое должно взять на себя задачу переквалификации освободившихся кадров. В любом случае важно понимать: процесс оцифровки госфункций не остановится, поскольку преимущества слишком очевидны, а риски – управляемы.