Пора вернуть в экономику деньги

Что мешает решить проблему ускорения роста ВВП

В своем послании Федеральному собранию 21 апреля президент Владимир Путин привычно затронул множество важных и интересных тем – от здравоохранения и социальной поддержки граждан до задач обеспечения безопасности. Но, возможно, гораздо интереснее то, чего в послании-2021 не было. Что именно исчезло? Простой ответ такой: в нем нет амбициозных и измеримых макроэкономических целей. Давайте вспомним их.

18 лет назад, в послании Федеральному собранию 16 мая 2003 г., президент впервые поставил амбициозную экономическую задачу – удвоить ВВП страны за 10 лет. Чтобы ее выполнить, экономика должна была бы расти в среднем на 7,2% в год. Задача не была выполнена. Удвоения ВВП от уровня 1999 г. удалось добиться только по итогам 2018 г., т. е. за 19 лет. А ВВП 2003 г. так и не удвоен до сих пор.

Теперь на повестке «полуторный» рост: к 2026 г. ВВП России на душу населения должен вырасти в 1,5 раза – такая задача содержится в послании президента от 2018 г. Чтобы выполнить ее, экономика начиная с того момента должна была бы расти в среднем на 6% в год. Однако максимальные темпы роста ВВП с тех пор не достигали и 3%, а в среднем за три прошедших года они составили 0,6%.

А еще в 2016 г. президент ставил цель «на рубеже 2019–2020 гг. выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике». В 2020 г. динамика российского ВВП действительно оказалась лучше мировой. Правда, в данном случае речь идет совсем не о росте – просто Россия, ВВП которой за год сократился на 3%, упала не так глубоко, как мировая экономика в целом (-3,4%). Не выполнены и другие задачи из предыдущих посланий президента, такие как вхождение России в пятерку крупнейших по размеру экономики стран мира по паритету покупательной способности или рост доли инвестиций в ВВП до 25%.

Конечно, отчасти все эти неудачи объясняются форс-мажором – возникшим у России конфликтом с Западом и санкциями. Но факты от этого не перестают быть фактами. Возможно, именно поэтому четкие и измеримые цели экономического роста из посланий президента стали исчезать. И не только из посланий. Например, в указе о национальных целях развития России до 2030 г., вышедшем летом 2020 г., нет цели войти в пятерку крупнейших экономик мира, сформулированной ранее президентским указом 2018 г.

Однако от того, что цели перестали заявляться, их актуальность меньше не стала. Ведь авторитет России на международной арене, ее геополитический вес – все это в значительной мере зависит от успехов именно российской экономики. А они, эти успехи, невелики даже в относительно благополучном для России 2020 году. Да, экономика России упала «всего» на 3%. Но ведь некоторые страны (Китай, Турция) смогли и в этой ситуации показать рост.

Будущее тоже не радует. В 2021 г., прогнозирует МВФ, мировая экономика вырастет на 6%, а российская – всего на 3,8%. В это же время экономика Китая вырастет, как ожидается, более чем на 8%, а рост ВВП США может превысить 7,2% и стать лучшим за 70 лет. Это означает, что Россия продолжит отставать не только от мировой экономики, но и от крупнейших стран-конкурентов.

Как решить проблему ускорения роста ВВП?

Надежды на ускорение экономики часто связывают только с правительством. И ответственность за ее рост возлагают на него же. А это, на мой взгляд, принципиальная ошибка. Как быстро экономике расти или падать, определяет политика Центрального банка. Ключевые для быстрого роста экономики переменные – это инфляция (силы торможения) и рост денежной массы (движущая сила).

Понять, как это работает, легко на примере 2000 г., когда Владимир Путин был впервые избран президентом. В тот год инфляция составила 20%. Но денежная масса стараниями Виктора Геращенко выросла на 61% – иными словами, условная педаль газа была выжата практически «в пол». И рост ВВП составил +10% – не побитый до сих пор рекорд постсоветской России.

Думаете, с тех пор что-то изменилось? Нет. Почему в ковидном 2020 году экономика Турции не упала, а выросла на 1,8%? Потому что при инфляции аж в 15% денежная масса турецкой экономики росла намного быстрее ее, на 36% – так сильно «жал на педаль» газа турецкий центральный банк. А что сейчас в России? Инфляция оторвалась от таргета и подскочила к 5,8% (силы торможения выросли), а денежная масса по-прежнему растет темпами всего 13% (движущие силы слабы). Статистический анализ показывает, что таким условиям денежно-кредитной политики соответствует рост ВВП от силы в 1,5%. Да, низкая база 2020 г. даст свой эффект, и рост ВВП благодаря этому превысит-таки планку в 3% (с 2013 г. она не преодолевалась ни разу). Но для серьезного ускорения ВВП – на очень необходимые 5–7% в год – нужны совсем другие действия со стороны ЦБ.

Разумеется, инфляцию надо подавлять, поэтому повышение ставки Банка России на ближайшем заседании – и чем решительнее, тем лучше – стоило бы только приветствовать (подробнее об этом на с. 1). Это помогло бы снизить инфляцию с нынешних 5–6% до 3–4% и уменьшить влияние сил, стопорящих российскую экономику. Но еще важнее вспомнить наконец и о педали газа, которую так удачно применяли в 2000-х. И если ЦБ, используя, как тогда, операции на открытом рынке и покупая активы (в том числе валюту) за свежеотпечатанные рубли, поднимет темпы роста денежной массы до уровня 2000 г. (+60%), выход экономики России на темпы роста ВВП в 5–6% годовых будет вопросом 2–3 месяцев.