Шпионской этики больше нет

Что показывает дипломатический конфликт России и Чехии

Последние дни как снежный ком разрастается скандал с высылкой российских дипломатов из Чехии и других стран, хотя выступление президента Милоша Земана, возможно, сможет его пресечь. Чешский президент, по сути, признал, что на взорванном в 2014 г. складе действительно хранилось вооружение, которое купил болгарский торговец оружием Емельян Гебрев. И что оно, вероятнее всего, действительно предназначалось для теневых поставок на Украину. При этом российская официальная позиция отрицает какую бы то ни было связь наших спецслужб с этим взрывом.

С учетом сказанного чешским президентом это оружие, похоже, и впрямь в скором времени должно было оказаться на поле боя в Донбассе и использоваться против непризнанных ДНР и ЛНР. Понятно, что официально «России там нет», речь о другом: никто не будет отрицать пророссийского характера этих республик. А в таких условиях любая уважающая себя разведка просто обязана помешать поставке оружия в зону конфликта непосредственно у границ страны. Здесь в прямом смысле слова на войне как на войне. Когда израильские спецслужбы взрывали иранские ядерные объекты и убивали иранских физиков-ядерщиков, они действовали именно в этой логике. И заметим, что никто за пределами Ирана не клеймит Израиль за это.

Если принять чешскую точку зрения, то речь шла бы о блестяще проведенной, дерзкой, сложной и крайне целесообразной с военной точки зрения операции. В этом случае мы могли бы ею гордиться, а отнюдь не стыдиться ее. Чехии, как суверенному государству, никто не мешал поставлять оружие на Украину официально. Если же она выбрала вместо этого путь теневой контрабанды, то с контрабандистами и надо бороться, как с пиратами.

Но во всей этой истории важен и другой аспект – массовая высылка дипломатов. При этом никто из высланных, даже по чешской версии, не имел личного отношения к взрывам 2014 г. Интересен вопрос: за что же высылают дипломатов? Как правило, для этого есть стандартная формулировка: «за деятельность, не соответствующую дипломатическому статусу». Но что под этим понимается? В советское время ходила шутка о том, что наших посольских работников высылали за две вещи: за шпионаж или за мелкую кражу в супермаркете. Думается, вторая причина при возросшем с советских времен уровне благосостояния уже не актуальна. Но и в случае со шпионажем тоже есть нюансы.

Одно дело, когда посольский работник напрямую задерживается контрразведкой, так сказать, на месте преступления – при встрече с агентом, получении секретной информации, выемке тайника и проч. Шпионские фильмы все видели и представляют себе это. Понятно, что арестовать и судить посольского работника, пойманного за шпионаж, нельзя – действует дипломатическая неприкосновенность. Поэтому его высылают. Это будни разведки, ею занимаются все, и если отношения между двумя странами достаточно прочные и есть взаимный интерес их не рушить, то отдельный шпионский скандал их не испортит.

Совсем другая ситуация возникает, когда дипломатов надо выслать не из-за того, что они попались на акте шпионажа, а по политическим причинам – чтобы показать серьезный уровень недовольства действиями другой страны. В этом случае речь может идти уже не о единичной, а о массовой высылке и контрвысылке в ответ. Как сейчас с Чехией или как раньше по делу Скрипалей. В советские времена были случаи, когда из США и Великобритании вообще высылали более 100 советских дипломатов за раз.

И здесь возникает другой вопрос: кого именно лучше выслать? Разведкой и контрразведкой занимаются все страны, и то и другое – естественная и необходимая функция государства в реальных условиях, в этом опять же нет ничего постыдного. Поэтому контрразведка любого государства старается заранее определить, кто из посольских работников другой страны может являться не чистым дипломатом, а разведчиком. Чтобы, когда наступит момент, высылать именно разведчика, а не клерка, который клеит визы. В воспоминаниях о разведке времен холодной войны (безотносительно конкретных стран) приведены случаи, когда контрразведки промахивались и высылали чистых дипломатов, а разведчиков оставляли.

Сегодня чехи заявляют, что 18 человек как раз разведчики, а не дипломаты. Российская сторона это отрицает. Но главное в другом: во времена той же холодной войны даже массовые высылки дипломатов не приводили к цепной реакции и эскалации по спирали. Но сейчас Чехия не остановилась на первой высылке и раскручивает конфликт дальше. Нельзя исключать и разрыва дипломатических отношений между странами, тем более что чехи заявили о намерении отнять российскую посольскую недвижимость. Это, кстати, первым начал делать Барак Обама. При этом мы все видим огромные комплексы недвижимости в центре Москвы у бывших соцстран (посольские, торговые, культурные). Их давали друзьям, но сейчас ими пользуются противники из НАТО – у США в Москве меньше недвижимости, чем у чехов, болгар или поляков. Так что, кстати, будет что отнимать в ответ.

Впрочем, не в недвижимости дело. Дело главным образом в том, что даже у шпионских скандалов и массовых высылок дипломатов раньше была своя этика. Сейчас ее уже нет. И что будет дальше, неизвестно.