Невидимая рука Путина

Почему президент против административного регулирования цен на еду

В российской либеральной среде сложился стереотип относительно консервативного характера власти. Однако реальная картина сложнее. Политическое руководство зажато между жерновами: давлением массовых настроений, которые могут распадаться на ценностно различные сегменты, требованиями момента, глобальными трендами, либеральным дискурсом активного, интеллектуально рафинированного меньшинства, личными позициями и еще массой факторов. Итоговая картина представляет смесь этих факторов, но в ряде случаев власть оказывается гораздо либеральнее, чем средний представитель электората.

История с участием государства в регулировании цен на продукты хорошо иллюстрирует это. Динамика цен в последние месяцы мотивировала различные структуры искать административные инструменты их сдерживания, требуя от поставщиков и ритейла зафиксировать верхнюю планку роста. В контексте кризиса, роста социальных ожиданий, думской кампании можно было бы ожидать усиления и риторики, и конкретных действий в этом направлении. Но Владимир Путин, обращаясь к Федеральному собранию, заметил, что радикально вмешиваться в рынок «мы не можем», иначе – сделал он отсылку к прошлому, полемизируя с левым флангом, – получим дефицит продуктов, который был в СССР. «Никто не говорит, что мы директивы на цены будем устанавливать, не надо здесь тень на плетень наводить и всех пугать», – сообщил президент.

Резкое решение в этой области действительно не будет удачным. Социология показывает нарастающий уровень фрагментации общества. Есть стабильная группа преимущественно из представителей старшего возраста, которая ожидает, что государство установит полный контроль за ценами. Отсыл к советскому опыту обладает для нее позитивной коннотацией, но конкуренция за симпатии этой части граждан создает проблемы в других средах. Уже выросла рыночно ориентированная среда, для которой важна социальная мобильность, разнообразие прилавка, минимизация роли государства в частной жизни. По своей численности эта группа сопоставима с первой, и далеко не все в ней являются оппозицией власти: часто это аполитичные консьюмеристы, для которых именно магазин с длинной линейкой товаров, а не избирательная кабина – область реального выбора.

Разумный выход в такой ситуации и для власти, и для ритейла – развивать целевые программы по поддержке малообеспеченных слоев. Это позволит снизить целесообразность самой дискуссии о ценовом госрегулировании. А чтобы снизить внешнее давление на бизнес, сам он должен превращаться в общественный институт: ESG – корпоративная мантра последнего времени – как раз про это.