Польша может национализировать «Ямал»

Как Варшава планирует получить контроль над российским газопроводом

Польская государственная компания Gaz-System обнародовала план развития газотранспортной системы страны на 2022–2031 гг. и отправила его на рассмотрение в правительство. Существенным элементом этого плана является полный переход под контроль Варшавы польского участка газопровода «Ямал – Европа». Поскольку совладельцем этой магистрали является российский «Газпром», пока не обнаруживающий никакого желания с ней расстаться, забрать трубопровод Польша может только посредством самого серьезного конфликта с Россией.

Тут нужно учесть, что Варшава ставит перед собой поистине наполеоновские энергетические планы, заявляя, что хочет сбросить с себя «энергетическое рабство» «Газпрома», обеспечивающего 68% совокупного потребления газа в стране. Для этого польская государственная нефтегазовая компания PGNiG в 2018 г. приобрела солидную долю в норвежских месторождениях. «Энергетическая независимость» от России подается в Польше практически на уровне национальной идеи.

В этом плане поляков очень воодушевила достигнутая в конце прошлого года судебная победа над «Газпромом». Опуская детали: Польша выиграла в Стокгольмском арбитраже у России иск о ценах на газ и получила право эти цены пересчитать в соответствии с «изменившимися рыночными условиями». Эту победу в Польше восприняли как сигнал к дальнейшим действиям. Ведь страна не просто желает обеспечить только себя норвежским газом, а претендует на большее – на роль нового газового хаба в Восточной Европе. В апреле прошлого года президент Анджей Дуда тожественно провозгласил начало строительства Балтийского газопровода, который соединит Польшу с месторождениями в Норвегии. Запустить его в эксплуатацию планируется 1 октября 2022 г.

Кроме того, Польша расширяет свой терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Свиноуйсьце (с 5 млрд до 7,5 млрд куб. м в год) и собирается создать в Гданьске аналогичный терминал на 4,5 млрд куб. м. На этих двух терминалах будет регазифицироваться СПГ, поступающий в Польшу из США и Катара. Также ведется строительство трубопровода GIPL, призванного соединить Польшу с Литвой. В Варшаве мечтают, как посредством GIPL страна получит доступ к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Планируется, что, например, из Польши в Литву можно будет подавать 2,4 млрд куб. м в год.

Реализация всех этих планов предполагает капитальную реконструкцию уже имеющейся газотранспортной структуры Польши. Как раз под эти цели в Gaz-System и хотят перепрофилировать транзитный газопровод «Ямал – Европа». Этот трубопровод мощностью 33 млрд куб. м работает на Германию, но часть газа из него поступает и непосредственно в Польшу – во Влацлавеке в центре и во Львувеке на западе страны. В целом польский участок газопровода насчитывает 683 км линейной части и пять компрессорных станций.

В Gaz-System намереваются соединить польский участок «Ямал – Европа» отдельной магистралью с СПГ-терминалом в Свиноуйсьце и Балтийским газопроводом, а после 2024 г. – и со СПГ-терминалом в Гданьске. Для этого польский оператор предполагает после 2024 г. построить на «Ямал – Европе» четыре дополнительные точки входа-выхода и добавить к пяти компрессорным станциям еще одну во Львувеке. Таким образом «Ямал – Европа» будет интегрирован в газотранспортную систему Польши и переведен в реверсный режим.

Но как же именно Польша хочет получить газопровод? На настоящий момент владельцем польского участка «Ямал – Европы» числится предприятие EuRoPol Gaz. Оно на 48% принадлежат «Газпрому» и на 48% – PGNiG. Захотят ли поляки выкупить газопровод у россиян? И захочет ли Москва его продать? Теоретически это, наверное, было бы возможно – особенно после того, как заработает «Северный поток – 2». Проблема в том, что выкуп по рыночной цене не даст полякам особой экономии.

Не исключено, что Варшава пойдет по пути искусственного снижения рыночной стоимости спорного актива. Польша может попытаться снизить долю «Газпрома» в EuRoPol Gaz, инвестируя в «свой» участок «Ямал – Европы», а потом постарается принудительно выкупить его по той цене, которую сама же назначит. В случае несогласия Москвы можно повторить кейс со Стокгольмским арбитражем – изменить цену и выкупить по комфортной для себя стоимости. Если в Варшаве решатся пойти на такую «мягкую национализацию» «Ямал – Европы», то это окончательно подорвет российско-польские отношения, и так теплотой не отличающиеся. Кроме того, это долгий и ненадежный путь, ведь суд может встать на сторону Москвы.

Есть другой вариант: в польском законодательстве прописана процедура настоящей национализации, которая возможна в случае некой «экстраординарной ситуации». Консервативные публицисты открыто призывают польское правительство к этом шагу. Войчех Якубик, главный редактор портала Biznes Alert, который издает польская Национальная экономическая палата и информационное агентство ISB News, даже придумал для этой операции название – «полонизация газопровода».

На фоне конфликта между Москвой и странами Восточной Европы, вызванного шпионским скандалом в Чехии, момент для попытки обозначить намерение такой «экспроприации» сейчас, возможно, самый для Польши подходящий. Угрожать национализацией могут специально, чтобы потом сбить цену. По этой логике, Москва заранее должна свыкнуться с мыслью, что так или иначе придется «Ямал» отдать.