О потраченных на страховку деньгах большинство людей уже не жалеют

Даже если страховой случай их миновал

Страхование стало заметной отраслью российской экономики, но что еще важнее – ощутимым по масштабам источником компенсаций потерь и ущерба для населения и бизнеса. Согласно расчетам Института страхования при Всероссийском союзе страховщиков, объем выплат по страховым случаям растет быстрее других макропоказателей. За прошлый год страховые выплаты выросли на 8%, а за последние пять лет – на 31%. Сумма выплат за 2020 г. составила 659 млрд руб., что уже равно 0,62% ВВП (годом раньше было менее 0,5% ВВП) и эквивалентно почти 1,1% денежных доходов населения.

Особенно впечатляет рост выплат по страхованию жизни – почти вдвое за год, со 133,4 млрд до 204,6 млрд руб. Из этой суммы 135,8 млрд руб. пришлось на выплаты по инвестиционному страхованию жизни, которые увеличились на 138% (впрочем, связано это в том числе с завершением многолетних договоров). За последний год на треть – до 9,4 млрд руб. – увеличились также выплаты по страхованию жизни заемщиков, на 11% до 19,2 млрд руб. – по страхованию от несчастных случаев и болезней. Традиционно большой объем выплат по-прежнему приходится на ОСАГО: за прошлый год по этим полисам было выплачено 137,6 млрд руб., а всего за пять лет страховщики заплатили по ОСАГО почти 800 млрд руб. В этом случае роль страхования заключается, конечно, не столько собственно в компенсациях ущерба, сколько в институциональном изменении поведения водителей: с повальными «разборками» на дорогах мы, похоже, справились и число автоподстав снизили.

Все приведенные цифры – очень неплохой результат, но есть потенциал для роста. Например, все еще недостаточно охвачены страхованием объекты инфраструктуры и промышленности. Также будет неплохо, если страхование жизни, здоровья и других рисков превратится из дополнительной услуги, продаваемой (или даже навязываемой) банками в нагрузку к выдаваемым кредитам, в сознательно и широко используемый людьми инструмент финансового планирования и накопления, а заодно и в источник реально большого масштаба длинных денег.

Оптимизм внушает то, что, несмотря на пандемию и связанные с ней трудности, на страховании все-таки не стали экономить так, как это обычно случается во время экономических кризисов. Результаты опроса «Ромира» демонстрируют, что 77% респондентов связывают покупку полиса страхования с уверенностью и воспринимают его как гарантию спокойствия. О потраченных на полис деньгах не жалеют 69%, даже если страховой случай не наступал. Страховщикам осталось закрепить успех и не разочаровать людей в более спокойный постпандемийный период.