Средний класс вошел в режим самоуничтожения

Задача государства – вернуть его в режим самовоспроизводства

Средний класс в России сокращается, а значительная его часть под влиянием пандемии попала прямиком в бедность, минуя так называемый протосредний класс. Так считает Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ.

Тут прежде всего стоит отметить, что единой оценки доли среднего класса в России просто нет – официальные данные серьезно расходятся с выводами независимых экспертов. Проблема в том, что существует масса критериев для отнесения человека к тому или иному классу. Есть, например, известная классификация Всемирного банка, учитывающая в первую очередь уровень дохода. Формула проста: у среднего класса доход в 1,5 раза превышает верхний порог уровня бедности. Официально бедные в России – те, кто зарабатывает прожиточный минимум, это чуть меньше 12 000 руб. Получается, что, для того чтобы человека отнесли к среднему классу, ему достаточно зарабатывать более 18 000 руб. в месяц. Действительно ли это средний класс? Очевидно, нет. Поэтому гораздо весомее не доход, а другой критерий – уровень и качество потребления.

Здесь и выясняется, почему, собственно, вымывание среднего класса представляет реальную угрозу для экономики. Этот класс формирует структурно и качественно иной спрос, нежели «бедняки», к которым «середняки» постепенно и скатываются. Это касается и товаров, и услуг, и образования, и развлечений, и путешествий. Рыночные сегменты, которые ориентируются на средний класс, крайне болезненно зависят от своего клиента.

Однако поддержку от государства в сложной ситуации получил именно бедный класс, «социально незащищенные слои населения». Нет сомнений, это было абсолютно правильным решением властей. Вот только отсутствие аналогичной поддержки для среднего класса уже привело к его размыванию и, как следствие, к снижению уровня потребления. И оно немедленно отразилось на бизнесе, нацеленном на эту категорию потребителей. Возник классический замкнутый круг: сокращение среднего класса привело к потере бизнесом значительной части платежеспособного спроса, что, в свою очередь, только усилило давление на средний класс, представленный в том числе как раз предпринимателями средней руки.

Выход из этого круга возможен только путем соответствующих решений на «внешнем», государственном уровне. В противном случае тенденция будет естественным образом нарастать: средний класс будет сжиматься. Этим процессом не надо управлять, его достаточно повернуть из положения самопожирания в обратную сторону – к самовоспроизводству. В хороших условиях по принципу того же замкнутого круга средний класс отлично воспроизводит сам себя.

Рыночные сегменты, которые ориентируются на средний класс, крайне болезненно зависят от своего клиента