Можно ли предсказать банкротство отрасли

Последствия кризиса в виде банкротств настигают экономику через 2-3 года, поэтому итоги коронавируса станут ясны не раньше 2022 г.

После каждого крупного экономического кризиса начинаются массовые банкротства. В разные годы банкротились целые отрасли – нефтепереработка, автомобильный бизнес, ювелирные компании. Причины могут быть разными: вскрытие серых схем, ужесточение фискальной политики, падение курса национальной валюты, а порой – просто изменение поведенческих привычек людей. Самый понятный выход из такой ситуации – ликвидация компании. Возникает вопрос, можно ли спрогнозировать единовременное закрытие компаний из одной отрасли или каждый раз это стечение случайных, непредсказуемых обстоятельств? 

Риск первый – фискальный

До 2015 г. российский рынок ювелирных изделий показывал стабильный рост на 20–25% в год и оценивался в 400 млрд руб. Но 2015 год оказался критически сложным для ювелирного рынка. Спрос по сравнению с 2013 г. снизился в 2 раза, и за период с 2015 по 2017 г. приблизительно в 30 компаниях были инициированы процедуры банкротства.

Ювелиры утверждают, что причиной банкротств стал отказ населения от покупок и, как следствие, драматическое падение выручки. Но цифры говорят, что не это стало главным фактором. Именно на тот период пришлась активная работа Федеральной налоговой службы (ФНС) по выявлению серых схем уплаты налогов. С 2014 г. налоговики активно включились в проверку компаний и выявили крупные недоимки. Два крупнейших ювелирных дома страны – ТПК «Яшма» и «Адамас» пошли по пути ликвидации.

В 2016 г. ФНС доначислила «Яшме» почти 10 млрд руб. НДС с учетом пени и штрафов за 2011–2012 гг. Сразу после последовало возбуждение уголовного дела по ст. 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов), и прошли обыски в центральном офисе компании. Банкротство «Яшмы» идет до сих пор. Сеть, состоявшая из более чем 300 магазинов, перестала существовать, хоть по итогу 2016 г. и вошла в десятку крупнейших продавцов ювелирных изделий.

Второй крупнейшей компанией, не пережившей кризис, стал «Адамас». Оборот структур холдинга в 2016 г. составил 5,89 млрд руб. В 2017 г. одну из компаний («Адамас-ювелир») признали банкротом с совокупным размером требований кредиторов в 28,4 млрд руб. В феврале 2020 г. Басманный суд Москвы заочно арестовал бывшего исполнительного директора по факту мошенничества с НДС. С 2012 по 2014 г. ювелирный холдинг вел фиктивный документооборот с компаниями-однодневками, которые получали по займам от банков драгоценные металлы, после чего долги закрывались зачетами. Причиненный государству ущерб составил почти 6 млрд руб.

Выходит, далеко не кризис, а работа ФНС выявила проблемы отрасли. А если бы ФНС провела проверки на год раньше – закрылись бы ювелирные компании еще до начала экономического спада? Думаю, ответ очевиден.

Риск второй – курсовой

В 2015 г. автомобильный рынок переживал не первые сложности, быстро восстановившись после кризиса 2008 г. Тогда ни один крупный игрок не ушел в банкротство и ежегодно демонстрировал хорошие темпы роста. Но кризис 2014 г. был совсем иного характера. За несколько месяцев курс доллара вырос в 2 раза и в пиковый день – 16 декабря 2014 г. – составил 79 руб. Автодилерам помогла поведенческая психология: спасаясь от инфляции, население в конце 2014 г. кинулось скупать товары длительного спроса, к которым относятся и автомобили. А в 2015 г. вслед за падением реальных располагаемых доходов упали и продажи легковых автомобилей, причем гораздо сильнее, чем непродовольственные товары в целом. Автомобильный бизнес перешел в категорию высокорискованного и стал нести ощутимые потери. За последующие четыре года число официальных автомобильных дилеров в России ежегодно сокращалось более чем на сотню. По данным аналитического агентства «Автостат», если в начале 2014 г. таких предприятий насчитывалось 4100, то на начало 2018-го их осталось около 3500. Кризиса не пережили крупнейшие игроки, стоявшие у истоков отрасли.

Genser, работавшая с 1991 г., перед своим закрытием продавала в год около 30 000 автомобилей 17 марок в 45 салонах в различных регионах страны. Ее годовая выручка составляла около 50 млрд руб. В 2017 г. компанию пытался спасти Сбербанк, однако это не помогло: в 2018 г. Genser объявила о своем банкротстве. Основной причиной этого стал обвал рубля и последовавшее за ним повышение цен на машины, приведшее к уходу из России General Motors и падению продаж Opel и Chevrolet в 3 раза. Судьба Genser постигла и другого крупного игрока: в 2018 г. «Независимость» (дилер BMW, Audi, Volvo, Jaguar и Land Rover), долг которой составлял почти 6 млрд руб., ушла в банкротство.

Очевидно, что в обоих случаях основным фактором банкротства стало критическое изменение курса рубля, которое никто не смог спрогнозировать. 

Риск третий – эпидемиологический

2020 год оказался самым страшным годом для гостиничного и ресторанного рынков. Согласно заявлению президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, 2020 год привел к потере примерно 40% всех заведений. До начала пандемии страна так и не отошла от кризиса 2014 г., и рестораны остались наиболее доступными местами, позволяющими людям наслаждаться жизнью в отсутствие финансовой возможности путешествовать. Весной 2020 г. случился тотальный локдаун. Рестораны в числе многих других предприятий не работали почти полгода. Даже после снятия жестких ограничений им предложили такие правила, которые только усложняли работу, – ограничение на вход без масок и перчаток, ограниченное время работы, уменьшение количества посадочных мест. Чтобы выбраться из финансовой ямы, каждый придумывал свой способ: часть заведений старалась спастись доставкой, часть создавала «карты сопротивления», но большинство стало работать в установленных рамках. 

Правительство экстренно приняло закон, запрещающий банкротство в пострадавших отраслях экономики, к которым относится ресторанный сектор. Если бы не эти ограничения, вероятнее всего, в прошлом году мы бы наблюдали массовые банкротства в секторе общественного питания. К 2021 г., согласно статистике Росстата, оборот ресторанного бизнеса превысил уровень апреля 2019 г. и достиг 145 млрд руб., и можно говорить о выравнивании ситуации. Но рестораторы жалуются, что операционные расходы выросли сильнее, чем выручка, и ситуация такая же тяжелая, как была ранее. Новые ограничения, о которых объявили столичные власти в эти выходные, бизнес-омбудсмен Борис Титов назвал «контрольным выстрелом» для московского общепита.  

Как показывает история кризисов 2008 и 2014 гг., их последствия в виде волны банкротств настигают экономику в следующие 2-3 года. Соответственно, итоги коронакризиса станут ясны не раньше начала 2022 г. Угадать, где «поляжет» максимальное количество игроков, практически невозможно, ведь даже знание истории экономических и любых других кризисов, очевидно, ничего не гарантирует.