Политика доверия абитуриенту

Процедура поступления в вузы неизбежно будет меняться

Со следующего года подавать документы в вузы в режиме онлайн можно будет повсеместно. Во всем мире ситуация с пандемией резко ускорила развитие онлайн-возможностей в образовании. И если все, что связано с содержательной частью онлайн-обучения, сегодня вызывает вопросы, то в части, связанной с формальностями, очевидно, что за интернетом будущее.

Сейчас в Москве можно получить справки из детских поликлиник в онлайн-режиме: если ребенок пропустил школу, то там получат информацию о состоянии его здоровья. Также нет особых претензий (кроме порой возникающих технических заминок) к онлайн-дневникам, журналам и другим инструментам работы. Это уже не будущее, а настоящее. 

Передача документов для приема в вуз с помощью технологий – это совершенно нормальный процесс, который отнимет у абитуриента гораздо меньше времени. Это гораздо удобнее для молодежи, уже живущей онлайн. Подобные меры позволяют лучше контролировать подлинность данных. Появившийся в свое время реестр вузовских дипломов помог исключать фальшивые документы, продававшиеся в каждом переходе метро.

Очевидно, что процесс цифровизации будет продолжаться и дальше, поэтому людям старшего поколения, относящимся к этому с некоторым испугом, необходимо просто быть готовыми к постоянным изменениям. 

Изменениям, вероятно, подвергнется и процедура вступительного экзамена в вузы. Механизмы государственной итоговой аттестации уже отработаны, видны и ее проблемы, и ее достоинства. До введения системы единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах педагогические составы переписывали работы медалистов. В вузах часто случались коррупционные скандалы, связанные с приемом студентов. Содержательная часть ЕГЭ в последнее время стала лучше, что демонстрирует действенность общественной дискуссии по данной теме. Но в то же самое время обнажились и уже неустранимые недостатки системы ЕГЭ.

Школьные предметы разнятся, например литература и математика. Каждый предполагает свой аппарат, цели, задачи, и поэтому контролировать знания различных предметов невозможно одинаково. В ЕГЭ же все подчинено не целям предмета, не его содержанию, а удобству компьютерной обработки данных. И это базовый порок системы, который невозможно устранить, если не пересматривать вообще всю систему, которая сегодня ограничена и очень уязвима. Поэтому нужны различные формы и виды независимого экзамена.

Государству давно следовало бы открыть независимые центры контроля знаний, чтобы ученик в любое время года мог сдать итоговый экзамен по предмету. Например, курс географии заканчивается за год до окончания других предметов, почему не сдать его раньше? Также и курс математики, который в последние учебные полгода предполагает только повторение материала и экзамен по которому можно тоже сдать заранее.

Экзамены – вещь неприятная, и контроль над их проведением должен быть довольно жесткий, но обязательно уважительный к ребенку. Он должен в том числе включать в себя возможность пересдачи самого экзамена. Мы же хотим проверить реальный уровень знаний, а в день экзамена кто-то может плохо себя чувствовать.

Стоило бы вообще задуматься, почему мы так держимся за все эти экзамены. Что плохого в желании подростка после окончания школы идти учиться дальше? Он ведь идет не в бандиты, не хочет что-то украсть – он собирается учиться. Почему, когда он в четвертом классе переходит в среднюю школу, мы всеми силами ему помогаем, даже если он слабоват. Почему после девятого класса мы говорим ему: «Да, обязательно продолжай учиться». И почему после 11-го класса выпускник не может учиться в вузе из-за нехватки балла?

Всем, кто не провалил, сдал госэкзамены, нужно давать возможность учиться дальше. Необходимы строгие и честные экзамены на каждом учебном курсе, которые и станут самым эффективным методом отбора студентов. Кто-то проучится в университете еще только год, кто-то – два. Уже неплохо.

Высшему образованию предстоит много совершенствоваться, и этого не нужно пугаться.