Отечественную электронику хоронят, так и не возродив

В России наметилось сворачивание программ импортозамещения

В России наметилось сворачивание программ импортозамещения IT-оборудования в госсекторе. Это стало очевидным, по мере того как страна вплотную подошла к главной развилке этой программы – процессу замены иностранного софта и «железа» на российские аналоги в госструктурах и госкомпаниях. На практике же стимулы переходить на отечественные продукты стали исчезать.

По действующим правилам с 1 января 2021 г. госзаказчики обязаны покупать системы хранения данных (СХД) только на базе отечественных процессоров. Но разворот политики в сфере импортозамещения и возможная отмена этого требования заставляют их откладывать конкурсы – до прояснения ситуации. В итоге только в I квартале 2021 г., по данным IDC, рынок СХД упал на 44,1%.

Первый тревожный звонок для рынка прозвенел в конце прошлого года, когда были отозваны 21,1 млрд руб., которые должны были получить российские производители на разработку новых процессоров. Отмена конкурсов на опытно-конструкторские разработки после выбора исполнителей – с таким индустрия столкнулась впервые.

Второе знаковое для рынка событие произошло в апреле этого года, когда в реестр отечественной техники Минпромторга, несмотря на прямой запрет, было включено решение на иностранном процессоре (система хранения данных на ЦПУ IBM). Постановление правительства № 2458 указывает, что попасть в реестр может только вычислительная техника на базе отечественных процессоров. Сигнал для рынка – исполнительный орган правительства не выполняет собственные постановления, значит, играть по правилам смысла уже нет.

И третье знаменательное событие – появление в конце июня этого года проекта изменений в ключевое для импортозамещения постановление правительства № 719. Если документ примут в том виде, в котором его проект опубликован сейчас, можно будет говорить о сворачивании импортозамещения в микроэлектронике. Предлагается отменить обязательность использования отечественных процессоров в вычислительной технике, а для подтверждения «отечественности» вводится балльная система. Набрать проходной балл и попасть в реестр сможет продукция иностранных компаний, незначительно доработанная в России.

Тенденция к сворачиванию программ импортозамещения обозначилась в решающий для отечественных разработчиков момент. Именно сейчас ими развернуты производства (т. е. наняты на работу люди, оборудованы производственные площадки) в расчете на масштабный спрос со стороны государства. Сворачивание импортозамещения в отношении электроники повлечет за собой цепочку трагедий. Первыми обанкротятся производители процессоров, которые вкладывали государственные субсидии, собственные и кредитные средства, – без спроса со стороны госорганов и госкомпаний они не смогут реализовать свою продукцию. По цепочке начнут закрываться производители другой продукции микроэлектроники. Со сложностями столкнутся производители вычислительной техники: они тоже потратились (в том числе взяв кредиты) на разработку решений на основе российских микросхем. Возникший спрос на инженерные кадры схлопнется – мы продолжим терять высококлассных специалистов. Электронная промышленность как отрасль в России перестанет существовать.

Закономерный вопрос: почему заказчики не хотят покупать отечественное? Во-первых, привычка: сложно отказаться от привычного Microsoft Word и перейти на российский «Мой офис». То же самое касается любой электронной продукции. Во-вторых, стереотипы и недостаток информации: в СМИ часто можно встретить мнения, что отечественные решения не соответствуют каким-то требованиям и хуже иностранных по всем параметрам. Это не так. К примеру, по результатам тестов российские процессоры имеют сопоставимый функционал и производительность, а по некоторым параметрам превосходят зарубежные аналоги. В-третьих, придется поработать над совместимостью с остальным IT-ландшафтом, а это лишние хлопоты. В-четвертых, пока российские решения дороже, потому что они «молодые», только поставленные на поток и требующие больших инвестиций в развитие. И массовый спрос со стороны государства как раз и должен это изменить.

Только через полномасштабное внедрение в госсектор мы можем преодолеть сложности, с которыми сталкивается российская микроэлектроника. Продукция станет более массовой, к ней повысится доверие со стороны коммерческих заказчиков, снизится цена. И тогда можно будет говорить о цифровом суверенитете, государственной безопасности, развитии высокопроизводительных рабочих мест, экспорте технологичной продукции и уходе от сырьевой модели экономики.