Черная метка арабским автократиям

Что означает публикация ФБР материалов расследования событий 11 сентября

На днях Федеральное бюро расследований (ФБР) США по указу президента Джо Байдена рассекретило документ, посвященный обстоятельствам расследования трагических событий 11 сентября 2001 г. Документ датирован 4 апреля 2016 г. и содержит подробные данные относительно нескольких граждан Королевства Саудовская Аравия (КСА), среди которых Омар аль-Байоми, который являлся сотрудником представительства Саудовской Аравии в Лос-Анджелесе и занимал в нем, по данным следствия, значимое положение. Именно он помогал двум террористам – угонщикам самолетов, совершившим террористические акты 11 сентября, – Науафу аль-Хазми и Халифу аль-Миднару. На 17 страницах текста содержатся подробные портреты упомянутых и связанных с ними лиц, анализ их положения в саудовском обществе, а также в различных террористических организациях и «Аль-Каиде».

Издание этого документа стало одним из ярких и очевидных эпизодов «перезагрузки» политики США как на Ближнем Востоке в целом, так и в отношении Саудовской Аравии в частности.

На Ближнем Востоке США традиционно играли на противопоставлении одних блоков стран другим, опираясь при этом то на одних, то на других «игроков». Так было в 1970-е, когда администрация Никсона опиралась на Иран и Саудовскую Аравию в своем противостоянии усилению советского влияния на Ближнем Востоке. Так было и позднее.

Сейчас основными получателями помощи США в регионе являются Израиль, Египет и Иордания, на их долю приходится 81% мирового иностранного военного финансирования США. В другую важную группу входит Саудовская Аравия и ОАЭ, которым адресовано более 50% всех поставок оружия США на Ближний Восток. Хотя эти государства в течение многих лет являются ценными партнерами США, американцы намерены пересмотреть схему инвестиций в эти страны, указывая на необходимость «оживить и модернизировать альянсы и партнерства [США] по всему миру». 

На деле это означает пересмотр политических приоритетов.

Например, для Ближнего Востока этот предполагаемый пересмотр – плохая новость, поскольку он неминуемо означает снижение значимости региона для новой администрации и перенаправление ее усилий в сторону Дальнего Востока и Европы. Одним из аргументов в пользу такого рода изменения являются репутационные риски, которым США подвергают себя, вступая в партнерские отношения с режимами, нарушающими права человека.

В качестве основного объекта для критики в этом отношении называется именно Саудовская Аравия. Публикация неприятных для Эр-Рияда документов уже привела, в частности, к срыву визита министра обороны США Ллойда Остина в КСА в рамках недавнего турне по Ближнему Востоку.

Другим поводом для разногласий является война в Йемене, в которой Эр-Рияду не оказывается убедительной поддержки со стороны Вашингтона. С самого момента вступления в должность Байден заявлял о необходимости прекращения конфликта в Йемене, а его администрация объявила о готовности прекратить поддержку наступательной военной кампании по борьбе с повстанцами-хуситами, возглавляемой Саудовской Аравией. Американцы вывели несколько батарей ПРО «Пэтриот» из КСА и перебросили их в Иорданию.

В рамках давней стратегии маневрирования в конкурентной борьбе двух суперигроков на Ближнем Востоке – России и США – замминистра обороны КСА Халед бен Сальман нанес визит в Москву для переговоров относительно перспектив покупки российских зенитных ракетных комплексов С-400 («Триумф»). И хотя в ближайшем будущем подобные закупки маловероятны, Вашингтон рутинно заговорил о возможности введения новых санкций в отношении Эр-Рияда, обозначив новый этап в охлаждении отношений между КСА и США.

Слухи о значительных заморозках в области саудовско-американских отношений были развеяны вследствие помощи КСА в операции США по массовой эвакуации людей из Афганистана после прихода в этой стране к власти талибов. И хотя королевство было не единственной страной региона, оказавшей содействие Америке (большую помощь США оказал также Катар), все эти мероприятия дали надежду многим наблюдателям в регионе, ожидающим «благодарности» от США в отношении дружественных арабских государств.

Однако последовавшая затем публикация ФБР части материалов расследования стала своеобразной черной меткой арабским автократиям.