Гейминг с русским размахом

К 2024 году объем игровой индустрии в РФ вырастет до $2,8 млрд

Каждый второй пользователь интернета в России старше 14 лет играл на компьютере, телефоне или консоли за последние три месяца к моменту опроса, который недавно проводил Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики. Компьютерные и мобильные игры перестали быть занятием гиков и превратились в элемент лайфстайла для широкой аудитории. По разным данным, активных игроков в России насчитывается от 30 млн до 74 млн человек. В среднем российские геймеры тратят от 4 до 6 часов в неделю на игры, что сопоставимо со среднемировыми показателями – 6,5 часа в неделю.

Рынок видеоигр в России – один из самых быстрорастущих в цифровой среде, а пандемия и локдауны только способствуют этой тенденции: так, в 2020 г. он вырос на 35–40% и достиг объема в $2,3 млрд. После такого скачка темпы роста по итогам 2021 г. прогнозируемо замедлятся до отметки в 1–2%, что можно расценить как затишье перед новым ростом. Эксперты прогнозируют, что к 2024 г. объем индустрии может вырасти до $2,8 млрд при среднегодовом темпе роста 5,6%.

Российский рынок видеоигр и киберспорта входит в десятку крупнейших в мире, а русский язык – в тройку самых популярных в игровой среде после английского и китайского. При этом в денежном выражении, согласно исследованиям PwC и Mail.ru Group, он составляет всего 1,5–2% от общемирового «пирога». Это можно объяснить, во-первых, тем, что в России рынок только начал серьезно развиваться, а во-вторых – теми особенностями, которые отличают его от рынков в других странах.

Основные тренды в игровой индустрии сегодня задают издатели игр. Всего в мире существует с десяток крупнейших издателей компьютерных игр – Ubisoft, Electronic Arts, Sony Entertainment, Valve, Take-Two, Square Enix, Namco Bandai, Activision Blizzard, SEGA, Zynga, Nintendo и еще порядка 20 компаний-разработчиков. Все это западные или азиатские компании. В России практически нет издателей игр. Из крупных компаний это только Mail.ru, которая в своем активе имеет фактически один популярный продукт в мировом масштабе – шутер Warface. Такая ситуация не должна вводить в заблуждение: российские разработчики являются одними из самых лучших в мире по соотношению цены, качества и креатива. Но в большинстве своем работают они на зарубежных заказчиков.

Если говорить про российский продукт, то это скорее мобильные игры. У нас много талантливых разработчиков игр для смартфонов. Сегодня это наиболее перспективное направление развития индустрии как в России, так и во всем мире. В 2020 г. общий объем рынка мобильного гейминга составил $933 млн, показав рост 25% по сравнению с 2019 г. По результатам первой половины 2021 г. Россия вышла на 4-е место по количеству загрузок мобильных игр – с показателем на уровне 1,5 млрд загрузок. При этом самой популярной платформой для игр по-прежнему остается компьютер.

Еще одна отличительная черта российского рынка – консервативность аудитории. Местные игроки сложно воспринимают новинки индустрии, которой увлекается весь остальной мир, долгие годы сохраняя верность полюбившейся франшизе. Так произошло с компьютерной игрой PUBG. Она стала феноменально популярной во всем мире, но самых преданных поклонников получила в России. После того как весь мир перешел на Fortnite – похожую игру от китайской корпорации, российская аудитория осталась верной PUBG. То же самое произошло с играми Dota 2 и более молодой League of Legends, которая сейчас самая популярная MOBA (многопользовательская командная сессионная игра, в которой игроки сражаются друг против друга. – «Ведомости») в мире. Dota 2 у нас по-прежнему пользуется популярностью. Потребители игрового контента каждого региона мира имеют свою специфику, поэтому разработчики мобильных или компьютерных игр сегодня стараются создать универсальный продукт, который понравится максимально широкой аудитории.

Как российскому бизнесу можно заработать на растущей игровой индустрии? Прямой и самый «денежный» уровень для входа в эту сферу – финансирование издателей игр через поддержку стартапов, занимающихся разработкой игр, или покупка акций уже известных компаний. Есть примеры, когда акции издателей за год вырастали на 36%, что можно считать отличным результатом. Потенциал отрасли, который зарубежному рынку очевиден уже несколько лет, в прошлом году оценили Роман Абрамович, инвестировавший $20 млн в игры (игровая компания 110 Industries), и Михаил Прохоров, вложивший $100 млн в виртуальную реальность (стартап Sensorium).

Следующий уровень инвестиций в игровую индустрию – это активности вокруг гейминга и киберспорта. Это рекламный бизнес, организация и проведение турниров, трансляции игр, образовательные проекты, компьютерные клубы, стриминг, блогинг и многое другое. В России этот рынок гибкий, и с ростом аудитории дает все больше возможностей для развития.