Протеиновый парадокс

Почему Россия не участвует в революции индустрии еды

Современная индустрия еды находится в процессе серьезной трансформации, на смену традиционным продуктам питания приходят революционные: клеточное мясо, продукты, напечатанные на 3D-принтере, персонализированные решения в зависимости от генотипа человека и состояния микрофлоры кишечника. Быстрее всего растет сегмент продуктов из альтернативных протеинов. Если взять отдельно рынок растительного молока и растительных аналогов мясной продукции, то обе категории растут рекордными темпами. По оценкам The Good Food Institute (GFI), рост продаж растительного молока – не менее 20% в год, а мяса – 45% в год. Только в США в прошлом году объемы потребления растительного молока и альтернатив другим молочным категориям составили почти $5 млрд, а растительного мяса – $1,4 млрд.

Фаворит на рынке альтернатив мясным продуктам – американская компания Beyond Meat, которая производит свои знаменитые бургеры из изолята гороха и периодически будоражит мир новыми продуктами и планами развития (компания провела в 2019 г. одно из самых успешных IPO и открыла производство в Китае). А в России, занимающей 2-е место в мире по объемам выращивания гороха, до сих пор не появилось достойного конкурента таким растущим мировым компаниям, как Beyond Meat.

С климатом России повезло

Сегодня для производства продуктов питания из растительного сырья в основном используют белковые изоляты из трех растений – пшеницы, гороха и сои. Пшеница проигрывает сое и гороху по аминокислотному профилю и содержанию белка. Соя содержит больше белка, чем горох, но является сильным аллергеном. А гороховый протеин гипоаллергенный.

За последние 10 лет объем мировой торговли горохом вырос почти в 2 раза. Россия сегодня второй по объему производитель и экспортер гороха после Канады. Это закономерно, так как в России очень удачный климат для выращивания желтого гороха. Он сравнительно холодостоек. Кроме того, ему особенно требуется влага весной, которая в России богата дождями. Больше всего гороха выращивается в Центральном, Центрально-Черноземном, Средневолжском и Северо-Кавказском регионах, скороспелые сорта – в Западной Сибири и на Урале. 35% произведенного в России гороха отправляется за границу.

При этом гороховый изолят в России не производит никто, хотя продукты переработки всегда более маржинальны, чем само сырье. Сейчас отечественным производителям приходится закупать гороховый протеин у иностранных поставщиков по достаточно высоким ценам (в среднем от 3500 до 7000 руб. за тонну горохового изолята). Будут ниже цены – вырастет спрос, сейчас именно из-за цены многие разработчики делают выбор в пользу соевого изолята.

Сложности роста и эффект слепой зоны

Продукты из растительных протеинов пока остаются нишевыми в России из-за своей дороговизны для конечного потребителя: сейчас те же бургеры из растительного мяса продаются в премиум-супермаркетах, магазинах здоровой еды и дорогих ресторанах. В России нет больших производителей, вкладывающих миллиарды в продвижение мясных альтернатив, как это делается в США и Европе. Играют свою роль и консервативные пищевые предпочтения россиян: мы привыкли есть мясо.

И все же, несмотря на то что у нас в стране мировой тренд развивается с отставанием, с каждым годом становится все больше компаний, которые производят растительное мороженое, молоко, батончики на растительной основе.

И темпы роста сегмента очень высокие (по оценкам GFI, темпы роста продаж растительных яиц составляют 168%, растительного сыра – 42%, мороженого и йогурта – по 20%).

Почему на фоне всех этих вводных производств по глубокой переработке гороха для получения протеина в России до сих пор не появилось? Похоже, причина совсем простая: это слепая зона. Не пришло время, не появился большой игрок с ресурсами и не решил, что пора эту тему прокачать. Кто первым начнет в массовом порядке перерабатывать российский желтый горох в белковые изоляты, тот и сможет составить конкуренцию импортной продукции, а заодно и наладить экспорт.

Что посеем и что пожнем

В последние пару лет к этой теме в России начали присматриваться и небольшие стартапы, и крупные агрохолдинги. В 2021 г. появились новости о том, что в России строится три новых завода по переработке гороха. Новая лаборатория с опытной установкой для производства изолята из гороховой муки с содержанием белка более 80% и мощностью 200 кг/ч открывается зимой 2022 г. на площадке инновационного центра «Сколково». Чтобы найти технологии, которые будут там пилотировать, был объявлен конкурс Pea Challenge. На него поступило немало заявок – и от академических ученых, и от стартап-команд. В том числе и прошедших курс молодого бойца: свои идеи принесли уже известные на рынке проекты Greenwise (производят растительные котлеты, колбаски, бургеры), 5Yes (под этим брендом уже выпускают растительные йогурты и «молочные» десерты), 3D Bioprinting Solutions (они прозвучали на рынке со своим 3D-принтером, который печатает «кальмаров» из фасоли).

Это самое начало нового для России тренда, но он уже явно виден. И ясно, что ниша ждет появления большого игрока.