Поколение ESG

Как социально-экологическая повестка встраивается в этику бизнеса

Прекрасное время для эксперимента. То самое время, когда мы способны ответить на запрос будущих управленцев в знаниях, которые они же сами формируют сегодня, исповедуя идеологию ответственного потребления.

Первое поколение нового тысячелетия уже учится в университетах. Отцы и дети всегда разные, но эти дети – совсем другие. Для них, например, «экологичность» не просто слово, а образ мышления. Причем в самом широком смысле: экологичность как качество, отражающее способность не оказывать негативного влияния на окружающий мир, и речь отнюдь не только о мире природы. Осознанность – базовый ответ на проблемы общества потребления и качество, которое отличает поколение, пришедшее в университеты. Это студенты, которым интересно быть на острие ESG-повестки.

И это поколение управленцев, на плечи которых через 10–15 лет ляжет непростая задача – достигнуть тех целей устойчивого развития, о которых сегодня заявляем мы.

Что мы можем им предложить? Прежде всего – опыт построения стратегии, расчета долгосрочных инвестиций в постоянно меняющихся условиях. Это отличный пример для стратегического развития в рамках университетского образования. Наблюдать решение задачи в развитии, когда нет устоявшегося принципа, – прекрасная возможность учиться у лидеров, которые способны решать такие задачи.

Простая данность: чем быстрее придут в университеты компании-работодатели, способные рассказывать не о принятых решениях, а о процессе их принятия, тем быстрее выйдет на рынок новая генерация менеджеров – таких, кто умеет принимать решения сбалансированно и брать на себя ответственность. Не отрицать что-то во имя одной большой задачи, а именно балансировать, потому что приоритетов, как в ESG-повестке, может быть много и предпочесть один из них – значит расшатать всю конструкцию.

В каком-то смысле встраивать тему ESG в этику бизнеса, в управление на самом деле просто, потому что за минувшие годы бизнес уже успел освоить и G, и S. Наша задача сегодня – максимально интегрировать экологический компонент, который находится на стыке естественнонаучных знаний, – это и химия, и физика, и биология. Теперь все эти факторы нужно объединить, чтобы через финансовые инструменты, через оценку финансовых последствий от тех или иных решений прийти к пониманию темы ESG и параметризировать ее в финансовый результат.

Во многом именно поэтому важно сделать так, чтобы принципы ESG не воспринимались как нечто обособленное, как некая самостоятельная сущность.

Принципы ESG по определению сопровождают каждый элемент развития компании. Мы как финансисты, например, формулируем это для себя как ESG в финансах. Находясь сегодня на острие повестки, мы оцениваем ESG-риски в финансовых моделях, учитываем их в процессе структурирования сделок, понимаем запрос клиента и вырабатываем ответы на него. Эти знания и опыт мы уже сформулировали в пяти лекциях и обкатываем новый образовательный продукт под названием «ESG в финансах» на базе Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ. Не новую дисциплину или курс, а именно комплекс знаний в виде продукта, который далее планируем внедрить в классические дисциплины – статистику, математический анализ, управление развитием территорий и т. д., – а затем масштабировать, передав в другие университеты в рамках ESG-платформы ВТБ.

И должна сказать, что сегодня споры вокруг ESG, возможно, это самые интересные дискуссии в лекционных залах ВШМ СПбГУ. И это прекрасно. Осознанность в отношении окружающего мира – одна из тем, где ученики подчас куда более продвинутые, чем учителя. Что позволяет нам самим поучиться у наших студентов.