Эрдоган выбирает пушки

Чем современная Турция напоминает Советский Cоюз

В Турции – масштабный валютный кризис: лира неумолимо падает. Ее падение столь стремительно, что торговля не успевает адаптироваться к новым ценам. Из магазинов исчезают товары, а турки узнали, что такое «не больше одной штуки в одни руки», памятное советским людям.

Эксперты связывают финансовый кризис в Турции с личными решениями президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана. Связывают справедливо: он месяц за месяцем приказывает Центральному банку уменьшать ключевую ставку. В результате лира падает, цены растут, главы Центробанка, не желающие выполнять приказы президента, один за другим уходят в отставку. Но Эрдоган продолжает снижать ставку. В ноябре на улицах турецких городов из-за роста цен протестовали недовольные. Однако турецкий лидер стоит на своем: «Причина инфляции – в высоких процентных ставках, на которых зарабатывают лоббисты ростовщичества».

Нельзя сказать, что Эрдоган ничего не смыслит в экономике. Очень даже смыслит: его политическая карьера начиналась с поста мэра Стамбула. И он на посту градоначальника одного из крупнейших мегаполисов мира был очень эффективен (собственно, эта эффективность и проложила ему путь в президентское кресло). Трудно предположить, что за прошедшие годы, в течение которых Эрдогану пришлось управлять уже всей Турцией, он перестал разбираться в экономике и финансах.

Сам Эрдоган называет то, чему поражаются эксперты и ужасаются простые турки, «новой экономической моделью». Суть ее в низких ставках по кредитам и дорогой валюте, что, по мнению президента, заставит население отказаться от импорта и покупать товары от «отечественного производителя». Это, считает Эрдоган, подстегнет развитие промышленности и собьет инфляцию. А снижение курса лиры позволит увеличить экспорт и, следовательно, приток валюты.

Надо сказать, что экономика Турции действительно растет, несмотря на падение лиры: этот рост составляет 7,4% в годовом исчислении и 2,7% в квартальном. При этом доходы населения падают. Так что Эрдоган вовсе не профан в экономике и все у него рассчитано точно. Просто он решил пожертвовать уровнем жизни населения (не всего, разумеется: крупные экспортеры только обогатятся) ради некоей более важной цели.

В ноябре все ведущие телеканалы мира показывали Эрдогана с картой тюркского мира, на которой страны Центральной Азии, Болгария, части Китая, Ирана и Ирака, а также огромные куски российского Поволжья и Сибири закрашены в «тюркские» цвета. Это было воспринято то ли как причуда Эрдогана, то ли как выходка подарившего ему эту карту лидера Партии националистического движения Девлета Бахчели.

Спросите – при чем тут падение лиры и очереди в турецких магазинах? Очень даже при чем. В конце ноября 2021 г. в Стамбуле состоялся восьмой саммит Тюркского совета, в который входят Азербайджан, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Турция и Узбекистан. По настоянию Эрдогана совет был переименован в организацию, т. е. ни к чему не обязывающий совещательный орган превратился в политический союз. Его основой должен стать союз Турции и Азербайджана, предусматривающий объединение государственных и военных структур. В Стамбуле, в частности, говорили об «Армии Турана» – эту идею выдвинул министр обороны Турции Хусули Акар еще в октябре, совершая вояж по Центральной Азии. То есть налицо начало формирования военно-политического альянса. Только в отличие от НАТО, созданного «для защиты своей безопасности и главных ценностей: свободы, демократии, прав человека и главенства закона», он будет основываться на базе этнического и языкового родства. Что невольно заставляет вспомнить о мечтаниях по поводу «арийской расы» и о том, куда они завели Германию.

Что это вообще значит – тюркские страны? Тюрки – это языковая группа алтайской языковой семьи, включающая очень разные народы. Тюркские народы – это сунниты, шииты, православные, буддисты, шаманисты и бурханисты. Есть тюрки-европеоиды, а есть монголоиды (казахи, киргизы, якуты, тувинцы). Есть земледельцы, кочевники и оленеводы. Как Эрдоган собирается объединить их в одно сообщество? Евросоюз базируется на демократических ценностях, Советский Союз объединял марксизм-ленинизм. Объединительные идеи, базировавшиеся на принципах крови, такие как пангерманизм и панславизм, изначально были искусственными и давно канули в Лету. А какое уж там единство крови у турок и якутов, ведомо только Эрдогану. Но ради этой идеи «серый волк» Бахчели дарит Эрдогану скандальную карту с территориальными претензиями (пусть очень условными) к соседям. Ради нее турецкие войска стоят в единокровном Азербайджане и воюют в Сирии (там имеется тюркоязычная группа населения – так называемые туркоманы).

Создание нового военно-политического блока требует громадных средств. Поскольку диверсифицированной экономикой обладает только одна страна блока, а именно Турция, вся тяжесть расходов по формированию «Армии Турана» и «тюркского» военно-промышленного комплекса ложится на нее. И Эрдоган очень активен на этом направлении. Турция не только закупает (или стремится закупать) такие сверхдорогие изделия, как российский комплекс ПВО С-400 и американские самолеты F-35, но и прилагает огромные усилия для создания военной промышленности. Если три десятилетия назад Турция только импортировала оружие, то теперь ее военный экспорт составляет $3 млрд в год. Ударные вертолеты T129 ATAK турецкого производства уже экспортируются в Пакистан и на Филиппины, а беспилотники Bayraktar после второй карабахской войны стали известны всему миру. Уже начинается производство вполне современного танка Altay (его название само по себе говорит о геополитических амбициях Турции). Разрабатывается даже собственный истребитель пятого поколения Turkish Fighter Experimental.

Для всего этого необходима валюта, и очень много: вертолет создан на базе итальянских разработок, технологии для будущего истребителя куплены также у итальянских компаний, для производства танка технологии закупались у Германии и Южной Кореи. А где взять валюту, если у Турции нет запасов нефти, газа и драгоценных металлов? Правильно: изъять у населения. Турецкие граждане будут пить пиво Efes, носить джинсы Mavi и ездить на легковушках Tofaş (аналог ВАЗ-2101, производимый в городе Бурса) и не мечтать о товарах иностранных марок. Для того чтобы сэкономленная валюта воплощалась в танки и самолеты. Хотя турецкие товары совсем не плохи, вытеснение с рынка иностранной продукции напоминает Советский Союз. Который, конечно, действовал более жестко – запретил импорт, конфисковал валюту у населения и силой вынудил граждан покупать только отечественное.

Эрдоган – не коммунист, и он вгоняет турок в бедность не чекистскими наганами, а банковской ставкой. Но цель и у советского руководства, и у Эрдогана одинакова – сконцентрировать валютные ресурсы, чтобы тратить их на военные нужды.

Эрдоган сделал старый как мир выбор – пушки вместо масла. И этот выбор надолго определит путь развития Турции.