Банки против финтеха

Кто победит в борьбе за клиента

В 2021 г. доходы больше половины банков (51%) оказались ниже стоимости их капитала, свидетельствуют данные обзора мировой банковской индустрии, опубликованного консалтинговой компанией McKinsey. Рентабельность банковского бизнеса падает. Причем уже не первый год. Так, с 2008 г. в среднем по миру этот показатель снизился с 15 до 8%. Справедливости ради надо отметить, что в целом отрасль демонстрирует тренд на восстановление, правда довольно медленное: по прогнозам, ее рентабельность к 2025 г. может вырасти лишь до 12%. Это неплохо, но недостаточно для инвесторов, у которых есть много более прибыльных вариантов – в первую очередь цифровые компании.

За последние 10 лет банковская сфера пережила серьезное ужесточение регуляторных требований. С одной стороны, это сделало отрасль более устойчивой, но с другой – менее гибкой и конкурентоспособной в борьбе за внимание клиента. В результате финансовые организации стали проигрывать конкурентную борьбу финтех-компаниям, не ограниченным требованиями к капиталу. Последние могут гораздо активнее инвестировать в технологии и новые сервисы и за последнее время создали масштабные сервисы с существенно большим количеством точек взаимодействия с клиентом, чем у классического банковского бизнеса.

Например, британский финтех Revolut вырос с 2 млн до 15 млн клиентов по всему миру за три года. Компания постоянно выводит новые предложения на рынок: сначала клиентам предлагались платежные сервисы без комиссий, но вскоре были запущены другие направления, в том числе управление активами.

Технокомпании тоже запускают свои сервисы. Согласно опросу McKinsey, в 2021 г. примерно 40% розничных клиентов в США воспользовались услугами финтех-компаний либо финансовыми услугами бигтех-компаний. В Западной Европе – около 30%. Основные причины – простой доступ, высокая скорость и дополнительные возможности, которых нет у банков.

Подстраиваясь под нужды клиента, банки вынуждены менять модель ведения бизнеса и искать новые точки роста. Перспективные бизнес-модели, отмечают эксперты McKinsey, меньше зависят от финансовых услуг и больше связаны с повседневными потребностями клиентов. Иными словами, важно встраиваться в жизнь потребителей и искать больше точек соприкосновения с ними. Достичь этого позволит развитие нефинансовых сервисов. Это экосистемы, которые будут закрывать широкий спектр потребностей клиентов. За счет расширения количества сервисов банки смогут получать дополнительные данные от клиентов и использовать их для разработки еще более привлекательных предложений. В конечном счете игра вдолгую даст заметный результат и для акционеров финансовых институтов.

Новый стандарт

Авторы доклада указывают, что многие крупные международные банки уже пошли по пути строительства экосистем собственных нефинансовых сервисов.

Как правило, при рассмотрении успешного опыта экосистем приводят примеры Amazon или Google, технологических гигантов. Но известны и примеры компаний, которые расширились из финансового сегмента до цифровых решений: Commonwealth Bank (Австралия), DBS (Сингапур), Itau (Бразилия), RBC (Канада), SBI (Индия), NatWest (Великобритания).

Также один из крупнейших американских банков – JPMorgan в 2021 г. купил более 30 компаний, включая технологическую платформу CXLoyalty, одним из направлений которой является туристический бизнес. Банк делает ставку на то, что сфера путешествий скоро восстановится. Также JPMorgan приобрел бразильский цифровой банк C6 и автоматизированную платформу, которая помогает повысить эффективность ведения бизнеса клиентов, – 55ip. Среди приобретений также компании из сферы развлечений.

Бразильский Itau начал прилагать первые экосистемные усилия еще в 2015 г., создав Cubo Itau – сообщество для создания связей между стартапами и корпорациями. В 2021 г. банк в партнерстве со стартапом облачного программного обеспечения Omie запустил платформу Itau Meu Negуcio, предлагающую небанковские услуги по управлению бизнесом для МСП, также указывают в McKinsey.

SBI, Государственный банк Индии, создает цифровой маркетплейс, который позволяет делать покупки онлайн и повышать вовлеченность клиентов. Сингапурский DBS развивает маркетплейсы для путешествий, сервисы в сфере мобильности, недвижимости, платежей и проч.

В целом экосистемы – это новый мировой стандарт развития бизнеса и масштабный этап в развитии экономики. Экосистемы агрегируют данные о производителях и потребителях, а также помогают оптимизировать ресурсы и тех и других. Пути назад уже нет, и в этих условиях необходимо по максимуму поддерживать отечественных производителей и развивать регуляторную среду для экосистем, чтобы экосистемы развивались, но при этом не ущемляли ничьих интересов. Для банков же уход в экосистемы представляется обычной стратегией вертикальной интеграции, когда к основному бизнесу подтягиваются смежные.

Российский тренд

Российским банкам для сохранения конкурентоспособности потребуется встроиться в общемировой тренд. Лидеры отрасли («Сбер», ВТБ и Газпромбанк) уже начали предпринимать первые шаги в этой сфере, заявив о формировании собственных экосистем. Авторы доклада уверены, что сегодняшние лидеры в сфере предоставления банковских услуг ценятся больше как технологические компании, чем как банки. «Это явный признак того, что банкам необходимо увеличить скорость внедрения инноваций. Утверждение о том, что технологические компании с банковскими лицензиями однажды займут место банков в качестве основных поставщиков финансовых услуг, больше не кажется надуманным», – прогнозируют в McKinsey.

Этот тезис подтверждается и российским опытом: большинство крупных цифровых платформ («Яндекс», VK, Ozon, Wildberries) уже купили собственные банки, которые будут использоваться в первую очередь для обеспечения платежей и кредитования пользователей сервисов электронной коммерции, а также кредитования участников и поставщиков сервисов и товаров в рамках создаваемых ими цифровых платформ.

Наличие собственного банка позволяет максимально бесшовно встроить предоставление финансовых сервисов, и пользователи получают все необходимые услуги на одной платформе. Чтобы побороться с цифровыми гигантами за клиентов, банкам надо пойти по этому же пути.