IT-отрасль ждет от государства определенных правил игры

На рынке циркулирует информация об изменении регуляторной среды

Правительство в очередной раз объявило о планах разработки национального проекта в сфере радиоэлектроники. О необходимости импортозамещения в этой стратегической для современной экономики отрасли говорят постоянно. Особенно актуальным вопрос стабильности поставок в страну процессоров, контроллеров, микросхем и других комплектующих становится по мере роста геополитической напряженности. Это логично, так как среди основных поставщиков тех же процессоров, без которых невозможна цифровая экономика, – США (AMD и Intel) и Тайвань (TMSC). На долгосрочную стабильность поставок из этих стран рассчитывать не приходится, тем более что у рынка еще свежи в памяти примеры, когда Штаты запретили тайваньской TMSC поставлять процессоры для подпавшей под санкции китайской компании Huawei.

На внутреннем же рынке за последние 10 лет вдвое сократилась номенклатура производимой радиоэлектронной продукции, но в 1,5 раза вырос валовой объем выпуска изделий в рамках гособоронзаказа. Это говорит о том, что российская электроника сегодня успешно развивается только в защищенной от конкуренции оборонной сфере. В гражданской же более 70% российского рынка по-прежнему зависит от зарубежных поставок. И это в условиях, когда мировой спрос на рынке микропроцессоров, по оценкам JPMorgan, превышает предложение на 10–30%.

Что касается отечественных изделий, то самая серьезная проблема заключается не в том, что отечественные изделия дороже зарубежных аналогов и уступают им по техническим характеристикам. Хуже всего то, что они отгружаются потребителям со срывом сроков даже не на месяцы, а на годы. Неудивительно, что в рыночных условиях потребитель отдаст предпочтение импортным образцам.

Ряд российских производителей радиоэлектронных изделий выступают за запрет на использование импортной продукции, директивное планирование закупок и прочие протекционистские меры. Фактически речь идет о признании невозможности конкурентной борьбы с основными мировыми производителями.

Несомненно, конкуренцию с мировыми гигантами невозможно выиграть, в одночасье отказавшись от протекционистских мер. Такой подход можно сравнить с попыткой научить плавать, просто бросив ученика в озеро. Вероятно, некоторые выплывут, но процент утонувших будет велик.

Сторонники как рыночного, так и планового подходов ссылаются на поддержку своей позиции со стороны государства. Это говорит о том, что на рынке нет четко сформулированных общепризнанных правил игры на долгосрочную перспективу. Без них участники рынка занимают пассивную позицию, надеясь пересидеть период неопределенности. В такой ситуации невозможны длительные, высокорискованные инновационные проекты, которые только и могут обеспечить конкурентоспособность.

Нужно отдать должное государству, которое сегодня достаточно эффективно субсидирует новые разработки и предоставляет финансовую поддержку производителям. Но для рынка гораздо важнее поддержка волевая. После того как правила функционирования отрасли будут определены, задачей государства должно стать неукоснительное принуждение всех субъектов (государственных, окологосударственных и частных) к их соблюдению.

Сегодня государственные заказчики являются основными потребителями радиоэлектронной продукции (оборонная промышленность, госкорпорации, образовательные и научные учреждения). Отрасль ждет от своего крупнейшего заказчика определенности, какую конкретно продукцию (процессоры, системы хранения и др.) оно намерено защищать протекционистскими мерами, а какую разрешит свободно импортировать из-за рубежа. На рынке постоянно циркулирует противоречивая информация о тех или иных изменениях регуляторной среды, порождаемая отсутствием четких правил игры. Это относится, например, к планам по введению балльной системы, в соответствии с которой при госзакупках будет учитываться, насколько тот или иной компонент является отечественным. Несмотря на то что формально правила определены, их постоянный пересмотр лишает отрасль какой бы то ни было определенности. Учитывая, что радиоэлектронная отрасль имеет длинный цикл разработки, производства и внедрения новых изделий, отсутствие долгосрочной регуляторной определенности не позволяет участникам рынка эффективно планировать свои инвестиции в развитие и инновации. Что, в свою очередь, наносит ущерб конкурентоспособности российской радиоэлектроники.