Эволюция метавселенных

В России большие перспективы в построении метавселенных имеют крупные IT-компании

Метавселенная – это очередной buzzword, такой же, как AI, ML, блокчейн. Не в том смысле, что за ним ничего не стоит, а в том, что теперь все стали упаковывать в фантик «метавселенной» и, чтобы понять, есть ли там действительно что-то, нужно очень аккуратно эту обертку распаковывать. Сейчас ко всему добавляется приставка «мета», как раньше добавлялось «AI» или «блокчейн».

Поколение Virtual natives

По сути, это пространство для виртуальных объектов, их взаимодействия друг с другом и с реальной средой. Очевидно, что простора для формирования образов, объектов и действий и отношений в виртуальном пространстве куда больше, чем в реальном. Но люди всегда начинают с копирования реального мира в виртуальном, поэтому во многом метапространства построены по принципу копирования реального мира. Это реплицированная, дополненная, измененная реальная жизнь в виртуальном пространстве. Там могут быть как объекты из реального пространства, так и объекты и действия, присущие только виртуальному миру. Но в итоге эти объекты и действия могут эволюционировать в нечто, совершенно непохожее на то, что есть в нашем мире, ограниченном физическими лимитами, а также порождать новые субъекты, объекты и отношения между ними.

Создание и развитие метавселенных – часть эволюции сферы entertainment. Людей, которые родились в 2000 г., называют поколением Z, Digital natives, сейчас будет поколение Virtual natives – для которого виртуальный мир ничем не отличается от реального. Все это конвергенция физического мира в виртуальный и наоборот – когда ваш аватар будет в ваших очках, потом в линзах, потом сидеть перед вами. Чем он будет отличаться от человека, с которым вы готовы разделить ужин? И он вполне может его потреблять в виртуальном пространстве. Но ему нужно будет купить эту еду за реальные деньги – NFT.

Это взаимодействие пока выглядит абстрактным для нас, но, когда мы наденем, например, виртуальные очки и когда виртуальные пространства будут технологически более совершенны, оно будет все более реальным. Эта реальность все больше наступает, и интерактив, который благодаря искусственному интеллекту тоже проявляется все больше и больше, становится осязаемым. Недавно Facebook показал перчатки, которые дают почувствовать тактильные ощущения, прикосновения, также есть методы передачи запахов из виртуального пространства и многое другое. Поэтому все пять чувств, которые у нас есть в реальном мире, можно задействовать и в виртуальном.

Много маленьких вместо одной большой

Все спекуляции на тему существования одной большой метавселенной некорректны. Будет много конкурирующих: какие-то меньше, какие-то больше, какие-то полезные, какие-то бесполезные и т. д. – множество разных миров. Это абсолютно правильная эволюция. У нас один мир не потому, что он только один, а потому, что мы находимся в физической реальности, а в логической реальности это не нужно, поэтому и миров будет много. Кроме того, мир движется к децентрализованной системе, что исключает одного владельца метавселенной, во множестве виртуальных миров будут комьюнити. 

Если говорить о техническом оснащении метавселенных, VR- и AR-технологии еще не раскрыли свой потенциал, однако они уже приходят на смену технологиям мобильных телефонов. Придет время, когда мы перестанем пользоваться устройствами, которые держим в руках, потому что это не самый удобный механизм работы с интерактивом, контентом, объектами в виртуальном пространстве. На смену смартфонам будет все больше приходить VR- и AR-техника, при этом сами VR и AR соединятся в одно и будет какой-то общий формат смешанной реальности – виртуальной и физической. Сроки с точностью не прогнозируемы, так как метавселенные не развертываются централизованно. Если провести аналогию: когда появился первый смартфон Apple, не было предсказания, что мы все будем пользователями смартфонов. 

Адаптация за 10 лет

Это будет поэтапной адаптацией, которая, на мой взгляд, займет минимум 10 лет. Через 10 лет не будет смартфонов, мы будем ходить в VR-шлемах, очках или линзах и не будем отличать виртуальный мир от реального, грань между ними постепенно сотрется. Привыкнем ли мы к этому? Конечно, привыкнем. Для нас неотделимость виртуального пространства от реального будет так же привычна, как вызов одной кнопкой машины в Uber или еды домой. Точно так же мы быстро привыкнем к тому, что виртуальное пространство вокруг нас живет своей жизнью и преобразовывается. Учитывая такое пристальное внимание к метавселенным и перспективы технологий (мы ведь на пороге технологической революции), инвестировать в metaverse очень перспективно, это из ярких трендов для венчуристов. 

В России большие перспективы в построении метавселенных имеют крупные IT-компании, «Сбер», Mail, «Яндекс». Рынок Entertainment в России сейчас находится на раннем этапе развития. Главным риском при выстраивании метавселенных остается освоение. Это очень большие изменения, которые требуют и социальной, и экономической адаптации. Посмотрите, как ведет себя NFT, мир фактически привязан к платежам в цифровой среде. Мы понимаем, что это будет сложно и долго, но это будет триллионная экономика. 

Метавселенные – это фактически новая экономика, которая сегодня только в зачаточном состоянии. Для того чтобы составить представление об инвестиционной привлекательности метавселенных, я предлагаю рассмотреть отдельно ее составляющие. Есть ряд исследований, посвященных этому вопросу, например CB Insights. На основе этого и других исследований я бы выделил следующие элементы метавселенных: программные движки (program engines), продуктовый слой, рынок активов (asset marketplaces), аппаратное обеспечение (hardware interfaces) и финансовые сервисы. 

Программные движки или платформы

Это программные среды, необходимые для строительства метавселенных. Они существуют как в крипто-блокчейн мире, так и в мире создания продуктов для различной визуализации. В качестве примеров можно привести компании Improbable, rct AI, Forte, Polystream – проекты в сфере разработки движков или платформ, на базе которых другие разрабатывают уже собственные продукты. 

И второй раздел здесь – так называемые активы, которые создаются в метавселенных. Среди платформ для создания активов: Threekit, Occipital, Gravity Sketch и др. Эти платформы позволяют создать объекты в метавселенной и навигацию по ним.

Продуктовый слой

Это продукты, которые создаются для метавселенных, т. е. виртуальные миры и их составляющие. Таких компаний на рынке очень много, это и Gather, Crucible, Survios, Sky Mavis. К ним я бы также отнес компании, которые делают аватары, например Naver Z, Genies, Mirror. Таких компаний еще больше, и здесь, кстати, хорошо представлены российские проекты. Это и Malivar, победитель акселератора Sber500, который сейчас очень активно развивает технологии аватаров не только для розницы, но и для корпоративных b2b-продаж. Replika – еще один российский стартап, который создала Евгения Куйда. Это фактически аватары-друзья, созданные для одиноких людей, нуждающихся в общении. Replika уже имеет внушительный список инвесторов, компания довольно быстро развивается, растет, и я уверен в ее будущем. 

Сюда же мы относим «маркетплейсы» для активов. Есть платформы, на которых можно создать активы, а также есть платформы, на которых их можно продать или купить. Среди лидеров, безусловно, OpenSea, makersplace, SuperRare, WAX, DMarket. Прежде всего, это токенизированные активы, NFT-активы, блокчейн, смарт-контракты и т. д.

Аппаратное обеспечение

Это отдельное направление: технологии VR, AR, Haptic Tech, т. е. все, что касается самих очков, линз и т. д. Это такие компании, как Rokid, Magic Leap, RealWear. Есть и крупные игроки, такие как Microsoft со своим HoloLens. Сюда же отнесем различные дисплеи. 

Я бы выделил еще такую компанию, как zSpace, которая создает 3D-платформы для обучения. Есть также виртуальные платформы, для которых не нужны очки, специальные ноутбуки для глубокого погружения. Это CY Vision, VividQ и многие другие.

Финансовые сервисы

В прошлом году уже было продано виртуальной недвижимости на $500 млн (вдумайтесь в эту цифру!). В 2022 г. будет продано больше чем на $1 млрд. Такие компании, как Argent, Republic Realm, Socialstack, MetaMask, пустились в это приключение – предоставление финансовых сервисов. Я думаю, финансовые сервисы будут расти и развиваться очень быстро, в том числе и на основе блокчейна, альткойнов и NFT. 

Экономика, как многие считают, будет утраиваться или даже учетверяться в метавселенных каждый год. И поэтому мы, инвесторы, смотрим на эту историю с очень большим интересом. Кроме того, существует огромное количество гейминговых компаний, студий, которые сегодня создают новую экономику, новую реальность в виртуальном пространстве, работают на метавселенную. Но не стоит забывать, что теперь в обертку нового словосочетания «мета» заворачивают все без разбора, а инвесторы очень падки на красивые и модные слова. Поэтому здесь будут свои взлеты и падения.