Как выжить фитнес-индустрии

Пока ни одна сеть не заявила о возможном закрытии

Два последних года для фитнес-индустрии были очень непростыми. Как и для всех «человекоемких» отраслей. Но в условиях жестких ограничений пандемии нам удалось выжить. Сейчас бизнес пытается понять, как работать в новых условиях, которые изменились самым существенным образом. В первую очередь речь о снижении курса рубля относительно основных мировых валют. Клубы уже подсчитали, что затраты на расходные материалы, клининг, соблюдение санитарных требований, арендную плату в совокупности вырастут примерно на 30%. Но сегодня это уже не главная проблема.

В условиях санкций, когда многие компании и предприятия задумываются о продолжении своей деятельности, в приоритете оказывается удовлетворение базовых потребностей. А фитнес к ним пока не относится. В условиях нестабильности россияне более склонны не тратить, а экономить средства.

Есть и другая сторона этой ситуации. В фитнес-индустрии импортозамещение работает слабо. В России практически не производится оборудование для фитнес-клубов. На сегодня импортозамещение закрывает не более 10–15% рынка силовых тренажеров. Кардиооборудование в России вообще не делают.

Это означает, что клубы не смогут закупить новое оборудование, а техническое обслуживание и ремонт действующего тоже остаются под вопросом в отсутствие комплектующих и запчастей. Также в ближайшей перспективе возможно расторжение лицензий на международные фитнес-программы, программное обеспечение.

Параллельно уже развивается еще один процесс: рост заявлений на возвраты уже произведенных оплат.

Не нужно забывать и о долговой нагрузке, которая даже в условно благополучном 2021 году серьезным образом отразилась на результатах работы отрасли. По данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), в 2021 г. 53% фитнес-клубов получили убытки. 36% проектов закрыли год с убытками свыше 15% по сравнению с 2019 г.

Мы ожидаем уменьшения объемов рынка на 40–50% в ближайшие шесть месяцев. Причины, думаю, очевидны: стремительное падение клиентского спроса, посещаемости и выручки.

Но часть клубов все-таки сумеют выжить. Прежде всего, это сетевые проекты, которые показали свою устойчивость в пандемию. Это также удачные нишевые проекты, премиум-класс и, напротив, дискаунтеры. Многое будет зависеть от финансовых показателей конкретных клубов, позиции арендодателей и т. д.

Все-таки пандемия нас многому научила. Сейчас мы четко осознаем, что старые схемы и решения не работают, нужны новые. Эффект неожиданности все еще присутствует, но навыки работы в условиях постоянно меняющихся вводных у руководства клубов уже есть. Например, когда в 2020 г. из-за ограничений существовавшие логистические цепочки оказались разорваны и многие поставки были сорваны, клубам пришлось оперативно находить новых контрагентов. Некоторые европейские товары тогда оказались недоступны, китайские зависли из-за мирового контейнерного кризиса, склады поставщиков пустели. И многие перешли на российские аналоги. Так было с питьевой водой, косметикой, туалетной бумагой, полотенцами.

Но наши возможности ограничены. Поэтому мы рассчитываем получить помощь от государства, которое заинтересовано в сохранении рабочих мест. В отрасли занято порядка 700 000 человек. По данным АОФИ, на сегодня ни одна сеть не заявила о возможном закрытии клубов или сокращении персонала. Напомню, что даже в период пандемии большинство клубов сумели сохранить персонал. В 2021 г. без изменений штатный персонал оставался в 50% клубов (по сравнению с 2019 г.). А 15% клубов даже увеличили численность сотрудников. Но сегодня все сложнее.

Мы уже обратились к государству с конкретными предложениями по мерам поддержки. В том числе мерам по сокращению налогов, которые составляют серьезную часть в расходах фитнес-клубов. Мы предлагаем введение единой ставки страховых взносов для негосударственных компаний в сфере фитнеса независимо от их принадлежности к МСП – в размере 7% на полную зарплату сотрудника. Также предлагаем предоставить отсрочку по налогам, исчисленным в 2021–2022 гг. (по заявлению налогоплательщика), и снизить налог по УСН: «доходы минус расходы» – до 6%, от выручки – до 3%. Реализация этих мер позволит охватить игроков фитнес-рынка с разными формами собственности, налоговыми режимами и масштабами деятельности.

Часть мер направлена на стабилизацию финансового состояния операторов фитнес-индустрии. Это рассрочка по льготным кредитным программам ФОТ 3.0 на 3 года или полное списание при 10%-ном погашении, введение программы ФОТ 4.0 (аналогичной ФОТ 2.0) для предпринимателей, использующих УСН и ОСНО. Также необходимо льготное государственное кредитование на срок до 10–12 лет с субсидированной ставкой 6–8% и фиксация ставки по уже выданным кредитам.

Помимо общих мер финансового и налогового характера актуальной для отрасли поддержкой могут стать компенсации затрат на оплату коммунальных услуг и аренды. А также государственные программы. Например, по запуску восстановительных и реабилитационных программ для переболевших COVID-19 на базе фитнес-клубов. Учитывая, что в России эту инфекцию перенесли более 16 млн человек, такие программы могут быть включены в программы ОМС и ДМС. Фитнес-клубы совместно с медицинскими учреждениями при поддержке Министерства здравоохранения разработают специальные методики восстановительных тренировок.

Серьезной поддержкой отрасли в современных условиях должно стать принятие моратория на возвраты оплаченного клубного членства, который поддержан Министерством спорта РФ в 2021 г. АОФИ, как инициатор этого предложения, готова принять самое активное участие в разработке документа.