Почему выделение из «Яндекса» «Дзена» и новостей – хорошее решение

Инфраструктурную часть компании стоит отделить от всех пользовательских сервисов

Отделение «Яндекса» от его новостного сервиса и платформы «Яндекс.Дзен», о котором сообщил 15 марта РБК, представляется разумным решением с точки зрения развития конкуренции на рынке. В идеале весь «Яндекс» должен быть разделен на инфраструктурную, практически монопольную, часть и конкурентную, в которую входят почти все сервисы компании.

Сайт yandex.ru, как представляется, является таким же элементом инфраструктуры, как, например, электрические сети. Значение «Яндекса» для рынка электронной коммерции, как минимум, и для всего того, что принято называть digital, неоспоримо. Он управляет трафиком и так или иначе распределяет его между участниками рынков.

Вот уже несколько лет эта корпорация представляет собой, если очень грубо, фабрику стартапов, которая построена вокруг yandex.ru. И каждый из этих стартапов, будь то такси, онлайн-кинотеатр, маркетплейс – да что угодно, – имел заведомое конкурентное преимущество перед прочими участниками рынка. Банально за счет бесплатного доступа к практически неограниченному трафику – так во всяком случае в один голос утверждали конкуренты.

Крупнейшие участники рынка – Avito, 2ГИС, ivi, profi.ru – пытались оспорить такое положение вещей. Аналогичные процессы идут по всему миру и тянутся годами: Google был оштрафован властями ЕС, как указал «Коммерсантъ», лишь через семь лет. В России жалобщики предпочли пойти на мировую через полтора года, и по условиям соглашения «Яндекс» пообещал устранить нарушения. Но его сервис уже стал доминирующим игроком на рынке такси, по крайней мере в столицах, онлайн-кинотеатр за два года с нуля догоняет лидера рынка и т. д.

Проблема не в том, что у Avito дела идут не так хорошо, как ему, может быть, хотелось бы, а «Ситимобил» вообще закрылся. Существующее положение дел опасно возможными рецидивами в плане ограничения конкуренции в будущем. Системное решение проблемы в разделении монопольного и конкурентного сегмента, как это сделано на других рынках.

Так, частные компании конкурируют на рынке железнодорожных перевозок, имея равный доступ к государственной инфраструктуре, т. е. рельсам. И все довольны. В отличие от ситуации начала нулевых, когда Министерство путей сообщения, будучи одновременно и крупнейшим игроком рынка, и владельцем инфраструктуры, диктовало правила игры, выкручивая руки даже крупнейшим промышленным предприятиям.

Речь, конечно, не идет о национализации «Яндекса» в том или ином виде. Но отделение рыночных сервисов компании от инфраструктурного элемента – трафик-генератора, сайта yandex.ru – позволит оздоровить среду. Не важно в данном случае, кто будет владеть порталом, главное – чтобы он не предоставлял конечным пользователям услуги. В таком случае сервисы разных владельцев получат равный, недискриминационный доступ к трафику – во всяком случае, у руководства сайта yandex.ru не будет мотивации дискриминировать тех или иных участников рынка. Что, очевидно, создаст долгосрочные условия для развития честной конкуренции. Как следствие, потребители получат более качественную услугу или такую же, но по более приятной цене.

Возможно, даже важнее другое: в конкурентной среде сервисам придется состязаться за счет развития своего продукта, они будут вынуждены искать новые прорывные решения. Что в условиях фактической технологической блокады России со стороны стран Запада особенно востребовано.

Кстати, о блокаде. До сих пор, рассказывают участники рынков, «Яндекс» легко продавливал свою позицию в любом регулирующем органе – вплоть до самых высоких – с помощью одного простого аргумента: «Вы же понимаете, что иначе здесь будет Google?» И всем приходилось соглашаться.

Теперь понятно, что никакого Google в обозримом будущем здесь не будет. И, очевидно, этот аргумент не работает так, как раньше, – хотя, конечно, есть Baidu и прочие китайские компании.

Вероятно, сейчас лучший за последние годы шанс отделить инфраструктурную составляющую «Яндекса» от рыночной и создать условия для развития конкуренции на рынке пользовательских сервисов. Пусть «Дзен» и «Яндекс.Новости» будут первыми ласточками этого процесса.