Квартира в цифре

Как новый госстандарт умного дома изменит сферу ЖКХ

В январе этого года стало известно, что правительство совместно с застройщиками и IT-компаниями разрабатывает госстандарт умного многоквартирного дома. Проект в том числе определяет, что именно делает дом, квартиру или здание умными.

У потребителя умный дом обычно ассоциируется с конкретными приборами: датчиками, которые реагируют на движение, колонками для управления бытовой техникой и другими девайсами. Размер потенциального рынка умных устройств для квартир и домов действительно большой: для отечественных производителей он составляет около 150 млрд руб. в год.

На деле умный дом – это совокупность инженерных и цифровых систем внутри здания, которые обеспечивают функционирование водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электроснабжения, связи и т. д. Такие системы существуют давно, но они разрозненны и не стандартизированы. При оснащении домов умными решениями участники рынка сталкиваются с несовместимостью устройств и систем. Эту проблему и призван решить новый госстандарт: все системы будут работать в единой цифровой среде.

Госстандарт умного многоквартирного дома сделает рынок жилья более прозрачным. Это уже можно видеть на примере отдельных решений: умные счетчики позволяют жителям и управляющим компаниям, не подходя к приборам, узнавать, сколько воды или электроэнергии на самом деле потребляют в квартирах. Данные автоматически попадают в диспетчерский центр и отображаются в приложениях владельцев квартир.

При наличии единых протоколов обмена данными и похожих IT-решений жители смогут переезжать в новые ЖК и подключаться к их системам с помощью уже установленного мобильного приложения.

Сложнее станет проектировщикам. Проектирование и строительство единой цифровой среды здания очень тесно связаны с множеством смежных разделов проектной документации. Например, умные приборы учета нужно выносить в места общего пользования, иначе каждый раз во время сервисного обслуживания придется беспокоить собственников. Но проекты инженерных систем делают на самом раннем этапе – как правило, намного раньше, чем проекты цифровых систем здания.

Централизованное удаленное управление электричеством в квартире может заметно повысить уровень комфорта жителя, но требует особого внимания проектировщика – при выключении света холодильник и слаботочная розетка должны продолжать работу.

По нашим оценкам, в России около 80% проектировщиков используют в работе старые подходы к проектированию (вертикальную систему водоснабжения вместо горизонтальной и др.). Новый госстандарт заставит их пересмотреть методы.

Если говорить о деньгах, то внедрение стандарта не должно сильно сказаться на стоимости проекта для застройщика и конечного потребителя. Во-первых, многие из технологий, которые перечислены в стандарте, и раньше были заложены в бюджеты. Но в построенных домах они не всегда работают корректно, а в некоторых случаях жители не понимают, как ими пользоваться, или даже не знают об их существовании. Стандарт поможет это исправить. Во-вторых, за счет автоматизации и новых подходов некоторые технологические решения станут дешевле. Например, если грамотно организовать систему отопления и водоснабжения в доме, снизится стоимость телеметрии.

Это актуально, поскольку более трети россиян готовы переплатить от 50 000 до 200 000 руб. за умную квартиру при покупке. При этом почти 40% не станут отдавать за новые возможности больше 500 руб. в месяц.

Большой плюс проекта госстандарта – в формулировании понятия «единая цифровая среда». На одной платформе нужно объединять все цифровые устройства, сервисы и подсистемы объекта недвижимости. Каждый застройщик задумается о строительстве пирамиды из технологий, в вершине которой будет мобильное приложение и диспетчерская служба управляющей компании.

Второе важное преимущество в том, что в стандарте инженерные системы непосредственно связаны с мобильным приложением. Владелец квартиры в одном приложении сможет найти все актуальные данные для управления своей умной собственностью, отправлять заявки в управляющую компанию, оплачивать квитанции, заказывать пропуска для гостей и т. д.

Но в целом в текущем виде проект стандарта выглядит довольно поверхностным. Сейчас это перечисление технологий, которые лежат в основе умного дома. В документе не хватает конкретных строительных норм и правил. В идеале стандарт должен предлагать технические условия, которые соблюдают и проектировщики, и строители, и IT-компании. Это позволит на самых ранних стадиях проектирования дома обеспечить взаимосвязь между всеми технологиями и низкую стоимость внедрения инноваций.

Важно, чтобы министерства не создавали закрытые списки компаний-подрядчиков и четко обозначили требования по кибербезопасности для персональных данных и инженерных систем. Сейчас их в проекте нет.

Также стоит включить в стандарт требование о том, чтобы в существующий жилой фонд в рамках капитального ремонта внедряли новые технологии – качественную видеодомофонию, современные системы учета ресурсов и др. В некоторых случаях даже не нужно ждать ремонта – например, мобильное приложение жителя и систему учета заявок можно запустить в любой момент.

Более точно прогнозировать, как именно стандарт повлияет на рынок жилья, можно будет после выхода финальной версии. Но даже в своей текущей версии стандарт заставит пересмотреть подходы к деятельности многих участников рынка жилья.