Куда пойдет инвестор

Наибольший интерес вызывают сырьевой сектор и металлургия

В первый день торгов после длительного перерыва фондовый рынок вырос на 4,4% по индексу Мосбиржи, однако за последующие сессии рост этот растерял и продолжил вяло сползать. Главными жертвами стали объемы торгов. В четверг наторговали 100 млрд руб., в пятницу – около 50 млрд, в понедельник же всего 33 млрд. Это тревожный знак, который говорит о том, что рынок становится не то что замкнутым контуром, а песочницей для частных инвесторов в замкнутом контуре российской экономики.

С другой стороны, чем тоньше рынок, тем меньшие объемы активов необходимы, чтобы существенно сдвинуть его вверх. Двигать вниз интереса нет – иностранцам выходить пока не дают, короткие позиции запрещены, маржинальные в общей массе уже закрыты, а продавать ранее купленные акции с существенным убытком смысла нет.

Можно предположить, куда же пойдут деньги в рамках российского рынка в первую очередь, а куда способен прийти только самый смелый инвестор.

Фондовый рынок России можно описать следующими вводными: в 2022–2023 гг. возможна рецессия, цены на энергоресурсы будут расти, рубль будет ослабевать (хотя возможен вариант – продолжение удержания курса от ЦБ).

Дивидендные перспективы выглядят крайне туманно – кто-то точно откажется от дивидендов, возможно некоторые банки. При этом высокий свободный денежный поток так или иначе будет позитивно влиять на котировки компаний.

Безрисковая ставка в рублях на сегодня – около 15%. Все, что ниже, – неинтересно и убивается инфляцией (средний прогноз по ней экономистов, опрошенных ЦБ, – 19%).

В случае экстремально сильного снижения (более 70% по индексу РТС, как в 1998 г.) жизнеспособность рынка зависит от желания государства сохранять и развивать внутренний финансовый рынок. На текущий момент это желание есть, и есть выделенный 1 трлн руб. от ФНБ.

Текущий рынок очень скучный. Иностранные инвесторы «заморожены», российские не имеют возможности совершать короткие продажи. Горизонт инвестирования, судя по текущим торгам, либо равняется одной торговой сессии, либо уходит в бесконечность (буду сидеть в «Газпроме», пока все не вернется на круги своя).

К чему стоит присмотреться?

Первым в списке интересных для инвестиций российских бумаг находится нефтегазовый сектор. Объемы продаж энергоносителей временно сократились, но цены при этом выросли, даже несмотря на большой спред между Brent и Urals.

Слабый рубль помогает нефтяным компаниям и не очень помогает газовым (особенно с учетом того, что теперь у «Газпрома» основная выручка может стать рублевой, а долги – долларовыми).

Дивидендные платежи, вероятно, будут сокращены (по оценкам аналитиков, «Газпром», «Роснефть» – 25% от чистой прибыли вместо 50%, «Лукойл» – 75% чистого денежного потока вместо 100%).

Отдельной строкой идет дивидендная политика «Сургутнефтегаза» в рамках привилегированных акций. Если политика будет сохранена, то держатели этих бумаг получат огромные дивиденды за 2022 г. из-за переоценки валютной кубышки в $52 млрд (правда, эти дивиденды будут выплачены в 2023 г.).

Второй интересный сектор – металлургия. Скачок мировых цен на сырье и ослабление рубля, безусловно, подсвечивают эту отрасль. Стоит выделить те компании, которые тяжело игнорировать мировой экономике: «Норникель» (40% мирового выпуска палладия), «Алросу» (30% мировых алмазов), «Полюс золото» (дорогая продукция, которую легко транспортировать).

Золото в рамках низких ставок ФРС и высокой инфляции выглядит как отличная save haven, пока номинальные и реальные ставки по Treasures 10Y имеют сильный спред (текущая доходность – около 2,5% при инфляции около 8%).

Сталепроизводители столкнулись с высокими рисками – ограничения на экспорт и ограничение на локальные цены внутри (за рубеж не продать, а внутри России есть контроль цен). В рамках этого сектора выделяется только НЛМК – эта компания производит большое количество полуфабрикатов (они не попали под санкции) и способна переориентировать свои поставки в Азиатский регион.

Таким образом, при позитивном развитии событий – урегулировании конфликта, снятии части санкций и т. д. – в первую очередь можно выделить «Норникель», «Лукойл», «Газпром», «Роснефть».

Если же все будет идти так, как идет сейчас, то выделим «Лукойл», «Татнефть» (обыкновенные), «Сургутнефтегаз» (преф), «Алросу», «Полюс», «Норникель».

Есть и очевидные аутсайдеры торгов (мы намеренно не рассматриваем второй эшелон российской экономики, который исторически растет после первого).

«Аэрофлот» – самый очевидный аутсайдер, и первые итоги торгов это показывают. Большая часть парка «Аэрофлота» – иностранные самолеты, которые лишены на текущий момент технической поддержки. Также серьезное влияние окажет закрытие многих международных направлений. В общем, пока на инвестиционных радарах акций «Аэрофлота» турбулентность и нелетная погода.

АФК «Система» – основным ожиданием инвесторов было IPO непубличных активов «Системы», которое теперь «сдвигается вправо» (сейчас так говорят про то, что произойдет в непрогнозируемые в текущих реалиях сроки). Полагаем, что компания перейдет в режим сбережения и снизит дивиденды.

«Ростелеком» страдает от ослабления рубля и сложностей с поставкой оборудования из Европы и США. Регулятор не даст переложить дополнительные затраты на конечного потребителя – в итоге, скорее всего, пострадает дивидендная политика «Ростелекома» и, как следствие, интерес инвесторов.

«Русгидро» и ФСК – дивидендная политика этих компаний также может измениться. Недавно Минэнерго предложило отправить дивиденды на капитальные вложения. Это не понравится инвесторам – они вообще не любят капитальные затраты из-за сроков окупаемости.

Что касается иностранных рынков – сейчас, в ходе самых яростных санкционных волн в отношении России, с точки зрения безопасности и контроля за своими активами лучше всего их размещать только в российских компаниях. В США идет период повышения ставки, рынки находятся под некоторым давлением, поэтому, если будет понимание, что инфраструктура доступа и распоряжение иностранными ценными бумагами полностью безопасны для частного инвестора из России, вы еще успеете на фондовый рынок США.