Бюджетное испытание

Правила предоставления действующих трансфертов потребуют донастройки

Бюджеты российских регионов за несколько последних лет испытали немало значимых изменений. Продолжалась централизация налоговых доходов в пользу Федерации. Запущенные федеральным центром национальные проекты позволили нарастить объем трансфертов регионам, но и существенно сковали их самостоятельность при выборе направлений расходов.

Итоги 2021 г. для бюджетов субъектов Федерации в целом оказались позитивными. Многие регионы показали быстрое восстановление налоговых и неналоговых доходов, объемы финансовой помощи из центра хоть и сократились, но несущественно, а неконтролируемый рост расходов удалось сдержать.

Сейчас перспективы бюджетных систем субъектов Федерации вновь становятся неопределенными.

Понятно, что собственные доходы региональных бюджетов сильно зависят от структуры экономики субъекта. В 2021 г. главным драйвером роста доходов в регионах стал налог на прибыль, который подвержен сильным колебаниям. Самый большой вклад в рост поступлений среди отраслей реального сектора внесла металлургия, где позитивная ситуация была связана с высокими ценами на мировых рынках. В предыдущие годы такую же роль играли доходы от нефтегазовой сферы. Более четверти прироста поступлений дала торговля, которая разогналась на фоне восстановления доходов населения (ждать этого в 2022 г. не приходится) и снятия коронавирусных ограничений, а еще 13% – финансовые услуги, динамика которых активно поддерживалась государственными программами (льготная ипотека, субсидируемые кредиты для бизнеса и др.).

В то же время динамика изменений наиболее устойчивых источников налоговых и неналоговых доходов не была столь успешной. По НДФЛ хоть и был зафиксирован небольшой рост, однако его обеспечили в основном Москва и Санкт-Петербург. По имущественно-земельным налогам отмечалось общее сокращение поступлений.

Принимаемые в последние дни меры правительства по льготной ипотеке, льготному кредитованию для МСП, поддержке занятости и системообразующих предприятий должны стать фактором стабилизации, однако многое будет зависеть от масштабов санкций и ограничений на работу иностранных компаний.

Другая составляющая доходов региональных бюджетов – межбюджетные трансферты из федерального центра – хотя и снизились в 2021 г. по отношению к 2020-му, но незначительно. Объемы целевых субсидий и иных межбюджетных трансфертов остались рекордно высокими, а дотаций – откатились к допандемийному уровню.

Очевидно, что реальная ситуация с региональными бюджетами существенно корректируется инфляцией. Если в номинальных ценах итоги 2021 г. оказались позитивными, то с учетом корректировки на изменение цен оценки должны быть более умеренными. Даже с учетом того, что большая часть регионов выбрала консервативный вариант планирования расходов, фактического их роста в регионах (за исключением Москвы и еще нескольких субъектов) в 2021 г. не произошло, а в половине субъектов, с учетом изменения цен, расходы даже сократились.

На прошлой неделе мы обратились к профильным специалистам (из РАНХиГС, Счетной палаты РФ, НИФИ при Минфине России, Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Института реформирования общественных финансов, АКРА) с просьбой дать прогноз исполнения региональных бюджетов в 2022 г. Мнения в значительной степени разошлись, прежде всего в оценках масштабов возможного падения доходов. В целом эксперты прогнозируют серьезное сокращение доходов (до 5%) и медленный рост расходов (на 7%) консолидированных бюджетов регионов. Основной спад может произойти из-за сокращения налога на прибыль (на 12%) и НДФЛ (на 5%), а также налога на совокупный доход (на 13%). При этом сразу несколько экспертов предполагают, что в условиях высокой инфляции может произойти номинальный рост поступлений НДФЛ. В итоге по году дефицит может достичь 7% от прогнозных расходов.

В 2022 г. инфляция точно скорректирует фактические возможности регионов. При условии, если изменение цен будет на уровне 20% (по прогнозу Банка России на март 2022 г.), по прогнозам экспертов, падение доходов региональных бюджетов по итогам года может составить до 20%, в том числе 24% по налоговым и неналоговым доходам.

Реализация национальных проектов, занимающая значимую долю в структуре расходов регионов, наверняка потребует корректировки из-за существенного роста цен. Например, на строительные материалы.

С точки зрения региональных бюджетов наиболее сложная ситуация будет складываться в развитых регионах и центрах концентрации иностранного бизнеса, в том числе на территориях сосредоточения автомобилестроения, в столичных агломерациях, а также металлургических регионах, которые уже сейчас страдают от санкций. Правда, одновременно ожидается рост доходов в регионах с нефтегазовой специализацией (из-за роста цен на энергоносители и сохранения их экспорта) и некоторых территориях, ориентированных на рынки стран Восточной Азии.

Все это создает существенные вызовы для федеральной политики в сфере межбюджетных отношений, требующей донастройки правил предоставления действующих трансфертов и предоставления адресной помощи пострадавшим регионам.

Дмитрий Землянский – директор Центра пространственного анализа и региональной диагностики РАНХиГС; Владимир Климанов – директор Центра региональной политики РАНХиГС