Маск жертвует StarLink

Придавая системе военный статус

На днях Илон Маск дал самое неудачное свое интервью. Во-первых, он пошел на поводу у интервьюера – Матиаса Дёпфнера, генерального директора Axel Springer, – и ввязался в диалог о текущем геополитическом моменте, отношениях США и России и т. д. Публичные политизированные высказывания не приняты среди крупных бизнесменов. А Маск таковым является уже лет двадцать, из них на бизнес-олимпе он уже лет десять, а в последнее время еще и в ранге «самого богатого человека в мире».

Уважающий себя и читателей эксперт, а Маск таковым является, без сомнений, и во многих областях, знает пределы своей компетенции и не будет в публичных выступлениях выходить за них. В геополитике же в силу и своих бизнес-интересов, и просто сверхзагруженности Маск, скорее всего, недостаточно компетентен, длинной и непростой истории многих вопросов не знает, времени на самостоятельное обдумывание не имеет, а посему большую часть «своих» оценок берет из СМИ и соцсетей.

Во-вторых, Маск сам публично признал, что поставил для одной из сторон конфликта – украинской армии – оборудование своей пока развертываемой системы космического интернета StarLink, которая тем самым используется в военных целях, по сути, как еще одно «цифровое оружие США». Это, конечно, не использование StarLink в боевых системах – ракетах, беспилотниках, но тем не менее Рубикон перейден. Да, все космические сервисные системы – навигации, связи, дистанционного зондирования и даже метео – имеют двойное назначение: военное и гражданское. И да, секрет Полишинеля, что среди пользователей коммерческих космических систем есть, и с немалыми объемами, военные и другие специальные структуры соответствующих стран. Но не припомню, чтобы кто-то из них, например представители Iridium или DigitalGlobe, делали публично столь откровенные признания.

А Маск сделал. Это его выбор. И тогда два вопроса: каковы последствия и каковы причины.

С последствиями для StarLink все просто. Одним интервью Маск уполовинил потенциальный рынок для StarLink. Ибо теперь, что бы далее им ни говорилось, слово не воробей: ни при каких условиях – с вероятностью 100% – StarLink не получит разрешения на работу (а такое разрешение юридически необходимо получать) на территории стран БРИКС, Ирана, а с вероятностью, близкой к 100%, еще целого ряда крупных государств, заботящихся о национальных интересах и минимизирующих риски для своего технологического суверенитета. Кто теперь поверит в то, что доступ к StarLink политизированным решением США не будет отключен так же, как, например, доступ к SWIFT? Да, у StarLink останутся рынки США, ЕС, Японии, Канады, Англии. Тут конкурентов у Маска нет (OneWeb ушел на второй круг банкротства). В сумме это много – 60% мировой экономики, но за исключением ряда территорий США и Канады услуги космического интернета на этих рынках не актуальны, ибо тут почти везде есть и априори более дешевые, и на порядки с большим трафиком наземные решения 5G, далее 6G.

С причинами сложнее: тут несколько возможных сценариев. Первый – журналист просто переиграл гроссмейстера пиара и мастера троллинга Маска на его же поле. Что ж, бывает и такое. Второй – медные трубы всемирной славы и моральная тяжесть звания «главного в мире по богатству» могли сыграть с Маском шутку. И Визионер всея мира решил попробовать себя в роли Демиурга нового мира. И здесь уже не до перспектив собственной StarLink. Третий сценарий – Маск решил повторить путь Трампа «из миллиардеров в большую политику». От многоразовых ракет к системе глобального (теперь полуглобального) интернета, от нее – к цифровой экосистеме, где есть и свои глобальные медиа (кстати, Маск, как и Трамп, уже заявил о создании собственной социальной сети), и отсюда лишь шаг к политической власти (хотя Маск родился в ЮАР и по закону не может претендовать на должность президента США).

И четвертый сценарий: власти США «сделали Маску предложение, от которого он не мог отказаться». Поясню. Большая часть 250–300-миллиардного состояния Маска – это акции Tesla, вздутая капитализация которой (за последний год в среднем около $1,1 трлн, и Маску принадлежит около 20%) не поддается никакому рациональному объяснению. Но все висит на волоске. И этот волосок сейчас в руках одной из ветвей американской власти – судебной. С конца прошлого года в суде рассматривается дело о смертельной аварии с двумя жертвами, происшедшей еще летом 2019 г. Пока обвинение предъявлено водителю машины Tesla, хотя машина шла под управлением автопилота! Формально Маск чист: автопилот Tesla нельзя включить, пока водитель не согласится взять на себя ответственность.

Еще год-два назад решение суда было бы предрешено: Маск имел статус неприкасаемого, как уникальный визионер-практик, необходимый США, чтобы гарантировать лидерство в самых перспективных инженерных отраслях. Сегодня ситуация иная. Отношения нынешней американской администрации с Маском более чем прохладные: его даже не приглашают на встречи в Белый дом, посвященные электромобилям. А недавно конкурент Tesla – Mercedes, запуская в США свои новые автомобили с третьим уровнем автономности, заявил, что берет на себя полную ответственность за действия своего автопилота DrivePilot.

Посему решение суда по данному делу с аварией Tesla станет «моментом истины» и для развития беспилотных автомобилей, и для капитализации Tesla, а значит, состояния и амбиций самого Маска.

Похожая ситуация в 2021 г. была с Марком Цукербергом, который весь год как на работу ходил на заседания комиссий американского конгресса, разбиравших множественные обвинения в адрес его компаний, грозившие принудительным дроблением бизнеса. Результат налицо: дробления не случилось, но зато теперь все цифровые сервисы Цукерберга открыто играют на «правильной стороне».