Китай приглашает в космос

Что стоит за приглашением всех стран к сотрудничеству с КНР на орбите

В конце апреля официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь раскрыл два положения национальной космической стратегии. Первое: Китай приглашает космонавтов всех стран присоединиться к проектам на китайской орбитальной станции Tiangong, которая к концу 2022 г. начнет работу в штатном режиме. И второе: освоение космоса должно осуществляться сообща, путем объединения усилий всего мирового сообщества. Зная китайскую особенность филигранно точно подбирать официальные формулировки, следует обратить внимание именно на слова – «всех стран» и «всего мирового сообщества».

Это программное заявление поставило в неудобное положение многих российских экспертов и чиновников от космоса, утверждавших, что Китай никогда и ни с кем не пойдет на сотрудничество в космонавтике, что свою орбитальную станцию он делает исключительно для себя. Посему, мол, и Россия («Роскосмос») не должна ни предлагать Китаю, ни даже планировать вместе с Китаем больших космических программ: ни по системам космического интернета, ни по системам наблюдения Земли, ни по пилотируемому космосу. Бесконечные меморандумы (по Луне, например) сколько угодно, далее – ни-ни. А теперь прозвучало вот такое – не вписывающееся в эти шаблоны – заявление от Китая.

Освоение космоса человеком – это не финансовая, технологическая или политическая проблема. Напротив, для человечества это путь к решению проблем развития цивилизации. Причем путь «наилучший» из возможных, поскольку только на этом пути наш вид homo sapiens sapiens минимизирует или устраняет все известные на сегодня цивилизационные риски. Как природные, так и рукотворные. От истощения природных ресурсов («пределы роста») и деградации экологии родной планеты до рисков быть уничтоженным в результате военной, техногенной или космической катастрофы. И даже такой риск, как «победа искусственного интеллекта над биологическим», известный по фильмам «Терминатор» и другим. Для сравнения: легко убедиться, что предлагаемое иногда – как альтернатива «освоению человеком» – «изучение космоса роботами», напротив, ни одного из указанных рисков не устраняет, хотя и удовлетворяет научное любопытство за немалый бюджетный счет.

Но если освоение космоса – это путь для человечества, общий для всех стран и народов, то и все проекты освоения Луны, Марса и дальше-дальше должны и могут быть только «общечеловеческими». Что есть новое – более высокое качество по сравнению с «международными», той же Международной космической станцией, где участвуют четыре страны и Евросоюз.

Что стоит за термином «общечеловеческий»? Это значит, что проект открыт для всех стран и народов. Что в центре его не национальные цели и задачи, а цивилизационные – важные для всех и нацеленные на решение общих для всех проблем. И что в таком проекте нет и не может быть «гегемона», за всех всё решающего, а необходим и может быть лишь «лидер» (или лидеры) – тот, кто идет впереди и ведет остальных за собой.

США за 30 лет гегемонии свой исторический шанс стать «лидером человечества» на его космическом пути упустили (и не только в космосе) благодаря свойственной либерализму концентрации не на общих интересах, а на интересах индивидуума. Общечеловеческий космический проект за 30 лет США так и не сформулировали. А в рамках проекта Artemis (его цель – полет астронавтов на Луну) сделали все с точностью до наоборот. Открыв формально проект для всех, не удержались и, как и на Земле, определили себя в проекте «исключительными», а целями обозначили не общечеловеческое, а самое что ни на есть национальное: «Сделать Америку снова великой» да «Вернуть американца и американку на Луну». Кто ж из уважающих себя стран пойдет в такой космический проект?

В ситуации, когда место лидера человечества на пути освоения космоса вакантно, слова официального представителя МИД КНР Ван Вэньбиня можно и следует трактовать так, что Китай, приглашая всех на свою орбитальную станцию и предлагая всем странам объединить усилия в космосе, делает первый шаг к этой роли лидера, примеряется к ней.

Но зачем эта роль Китаю? Нет ли тут космических масштабов преувеличения, когда желаемое выдается за действительное? Думается, что преувеличения нет и вот почему. Чтобы претендовать на роль мирового лидера, недостаточно иметь большую экономику, мало иметь передовые технологии. Необходимо еще предложить другим странам идею развития, понятную всем и приемлемую для всех. Но еще и такую, которая не только предлагается другим, но и примером которой являешься сам – каждый день и в каждой сфере. И примеры таких идей для мира есть. Есть у США – «Развитие через свободу (личности, бизнеса)». И в том числе это позволяет США быть мировым лидером. Такого уровня идея была у СССР – «Развитие через (социальную) справедливость». Это на десятилетия помогало СССР быть лидером большой части мира.

С этих позиций самая большая слабость сегодняшнего Китая как потенциального мирового лидера и полюса мира не экономика (Китай уже мировая экономика номер один), не технологии (Китай близок к лидерству по всему технологическому спектру и скоро этого достигнет), не военная или комплексная мощь, а отсутствие идеи развития, которую он предлагает миру.

10 лет назад председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул концепцию «сообщества единой судьбы человечества». С тех пор на эту тему написаны сотни книг и тысячи статей, но стала ли эта идея развития понятнее другим странам, следует ли ей сам Китай? Например, в период глобального вызова из-за пандемии COVID-19 США (и Запад в целом) ожидаемо повели себя в рамках либерализма – эгоистично. Но действовал ли Китай в рамках провозглашенной в 2012 г. «единой судьбы»? Очевидно нет.

Теперь идею Си о «сообществе единой судьбы человечества» реанимирует нынешнее предложение по совместному использованию орбитальной станции и объединению усилий в освоении космоса. Это больше, чем заявка на лидерство в космосе. Это расширение изначальной концепции китайского лидера с Земли на все космическое пространство. А также демонстрация того, что в понимании Китая «единая судьба человечества».

Это очень важный аспект самопозиционирования Китая в XXI в. Позиционирования не как следующего гегемона всей Земли, а как лидера человечества на Земле и в космосе.