Индийское несогласие

Почему страна не присоединяется к антироссийским санкциям

В связи с конфликтом вокруг Украины все значимые в мировой политике и экономике страны выбирают собственную позицию. Но Индия, самая многонаселенная страна планеты и третья экономика мира по ВВП, пока отказывается примкнуть к одной из сторон противостояния, ставшего, по сути, общемировым.

Еще в 2021 г., когда англосаксонские государства создали новый военно-политический блок AUKUS, они всячески демонстрировали Нью-Дели свое расположение и выражали надежду на тесное сотрудничество. Несмотря на то что англо-австрало-американский союз открыто направлен против Китая – извечного врага Индии, особого восторга по этому поводу индийцы не выразили и серьезных контактов с AUKUS налаживать не стали.

Встреча министров обороны стран НАТО в немецком Рамштайне, в которой приняли участие такие неатлантические страны, как Япония, Южная Корея и Израиль, должна была положить начало некоему супер-НАТО, включающему все развитые страны (исключая Китай и Россию). В этой ситуации привлечение Индии к новой суперкоалиции принципиально важно.

Однако вставать в единые ряды стран, выступающих против политики России, Индия не спешит. В последние дни апреля в Нью-Дели прошла VI Международная конференция Raisina Dialogue – азиатский аналог Мюнхенской конференции по безопасности. На этом мероприятии индийцы испытали сильнейшее давление со стороны Запада, даже не уговаривавшего – требовавшего от них примкнуть к «лагерю демократий». Но министр иностранных дел Индии Субраманиям Джайшанкар жестко парировал требования Запада, указав его представителям на провалы западных коалиций, особо упомянув о плачевных результатах их деятельности в Афганистане.

В украинском конфликте Индия занимает нейтральную позицию. Она отказывается участвовать в санкциях против России, хотя индийские компании, опасаясь сами попасть под санкции, постепенно сворачивают сотрудничество с российскими партнерами.

Если весьма похожая позиция Китая вполне понятна (Китаю выгодно напряжение в Восточной Европе, отвлекающее Запад от проблемы Тайваня), то с Индией всё сложнее. Безусловно, Индия, демократическая страна с либеральной экономикой, по сути, является частью западного (в широком смысле) сообщества. Экономические связи с США и Евросоюзом имеют для Индии самое важное значение – остальные партнеры, включая Россию, не могут сравниться с ними по своей роли. За одним очень важным исключением: Россия (еще со времен СССР) является крупнейшим поставщиком военной техники в Индию. С учетом конфликтных отношений Индии со всеми соседями (Китай, Пакистан, Бангладеш и Мьянма) Россия для Индии крайне важна, причем любая – советская, антисоветская, демократическая или авторитарная.

Странный союз СССР и демократической Индии (хотя в эпоху правления Индиры Ганди ее демократичность была довольно условной) сложился в 1960-е гг. Еще в 1959 г. маоистский Китай начал предъявлять территориальные претензии к Индии, вылившиеся в пограничные столкновения. В 1962 г. стычки переросли в полноценную войну, в результате которой китайцы отобрали у Индии территорию Аксай-Чин в штате Кашмир. Хотя в той войне Индию поддержали США и Великобритания, на ее сторону неожиданно встал и Советский Союз, отношения которого с Китаем стремительно ухудшались. После этого Москва предложила Индии бронетехнику и боевые самолеты, а также лицензии на их производство, причем дешево и на очень выгодных условиях (Индия значительную часть оружия получала в кредит, а часть оплачивала по бартеру).

Индия не входила в просоветские военно-политические и экономические союзы и продолжала сотрудничать со странами Запада. Экономические связи с США, Европой и Японией всегда были несравненно мощнее, чем с СССР. В военной сфере также отношения с Западом не прекращались. Так, наряду с советскими истребителями МиГ-21 и МиГ-27, самыми массовыми в индийских ВВС, Нью-Дели закупал французские «Миражи», англо-французские «Ягуары» и английские «Хоки». Но их закупалось мало, потому что стоили они гораздо дороже и платить за них приходилось валютой.

Индия, стремясь стать великой державой, тяготилась зависимостью от иностранного вооружения – как российского, так и западного. Однако разработка и, главное, организация массового производства собственных образцов оружия тормозились (и тормозятся до сих пор) слабостью индийской опытно-конструкторской и промышленной базы. Так, отечественный танк «Арджун» проектировался (на базе немецкого «Леопарда-1») больше 40 лет (!) и получился перетяжеленным, сложным в производстве и обслуживании. В результате индийская армия заказала его, но в ограниченном количестве: основу танкового парка до сих пор составляют советские Т-72 и российские Т-90. То же самое произошло с индийским национальным истребителем. Первая попытка – истребитель «Марут» – был спроектирован немцем Куртом Танком, строившим самолеты еще для Люфтваффе. Он морально устарел до начала производства; в качестве двигателя индийцам пришлось поставить слишком слабые английские моторы – и получился не истребитель, а недоразумение. Вторая попытка была серьезнее: в 1983 г. индийская авиакорпорация договорилась с французской компанией Dassault о разработке легкого истребителя по типу «Миража», только проще и легче. Из-за слабости индийских авиапредприятий и вечной нехватки средств индийские «Бриллианты» начали производиться малой серией только в 2001 г., а на вооружение начали поступать аж в 2012-м. При этом самолет получился дорогим (из-за слабости производственной базы), и относится он к четвертому поколению, в то время как развитые страны уже переходят к пятому.

Индия самостоятельно производит ядерные боеголовки и ракеты, некоторые модели вертолетов и легких самолетов, РСЗО, зенитно-ракетные комплексы и беспилотники. Но оперативно реагировать на потребности вооруженных сил национальный ВПК не может: после недавних обострений отношений с Китаем индийская армия потребовала от правительства легких танков, способных действовать в высокогорье (у НОАК такие есть – ZTQ-15), но у индийской промышленности не оказалось ни соответствующих проектов, ни свободных мощностей. В результате основную массу вооружений индийцы закупают за рубежом: Индия – крупнейший в мире импортер оружия. При этом геополитическая конструкция получилась странная: Россия является основным поставщиком вооружений в Индию, а ее главный военный противник, Китай, – стратегический союзник России и также крупнейший получатель российских вооружений и технологий. Правда, есть важное различие: китайский ВПК производит полную номенклатуру вооружений и российские поставки – это в основном технологии, а не готовая техника.

Стремительный уход США и их союзников из Афганистана произвел на Индию тяжелое впечатление. Дело в том, что Пакистан планировал превратить талибский Афганистан (Талибан - запрещенная в РФ террористическая организация) в фактически зависимую страну и резервуар для мобилизации боевиков для перманентной войны в индийском Кашмире. Поэтому Индия пыталась помогать прозападному режиму в Афганистане и даже разместила военную базу в Таджикистане для поддержки антиталибских сил. Внезапный уход американцев из Афганистана не был согласован с Индией, что нанесло удар не только по военно-политическому положению Индии, но и по национальному самолюбию.

Тут следует обратить внимание вот на что: Индия не просто огромная страна. Это самостоятельная цивилизация, равновеликая не Франции или Хорватии, а всей Европе в целом. Для индийца та же Франция – что-то вроде индийского штата, как и Канада или Аргентина. Поэтому, когда англосаксы предложили Нью-Дели партнерство с AUKUS, а не полноправное членство, индийцы это расценили как неуважение к их даже не стране, а цивилизации.

Помимо неприятной истории с Афганистаном у Индии есть и другие претензии к Западу из относительно недавнего прошлого. Индия с 1947 г. враждует (и иногда воюет) с Пакистаном – страной, назвать которую демократической, во всяком случае с западной точки зрения, никак нельзя. И тем не менее Пакистан в 1970–1980-е гг. получал помощь Запада (в основном США и Великобритании), поскольку Индия считалась союзником СССР. С 1972 г., когда США начали неофициально поддерживать Китай в противостоянии с Советским Союзом, индийцы также не могли рассчитывать на помощь Запада, хотя Индия – демократическая и типологически близкая Западу страна, а Китай – тоталитарная коммунистическая диктатура.

Индийцы отказываются присоединиться к НАТО+ по простой причине: им необходимы гарантии западного сообщества. Такие же, каких требует Украина: немедленной и неограниченной военно-технической помощи в случае нападения врага. В индийском случае это Китай плюс Пакистан. Если Запад не очень-то готов защищать Тайвань, то где гарантии, что он ринется на защиту Индии? И хватит ли у Запада сил и оружия для Индии, если оружие обещано Украине да еще вот-вот начнется лихорадочное перевооружение армий НАТО на новые образцы?

Поэтому Нью-Дели и отказывается от вхождения в глобальную коалицию против России. Ведь индийцы не знают, чем кончится украинский конфликт, а рвать связи с крупнейшим поставщиком оружия страшно. Да и успеть получить кое-какую выгоду от торговали с Россией, скованной санкциями, индийцам тоже хочется. Быстренько что-то продать подороже и купить подешевле, но при малейшей угрозе неприятностей с Западом всё прекратить.

Вопрос в том, сколько продлится индийский нейтралитет. Дело в том, что зависимость Индии от российских вооружений в последние годы непрерывно (хотя и медленно) ослабевает. Французское, американское, израильское вооружение и технологии уже сейчас играют в индийской обороне весьма важную роль. Поэтому позиция Индии в конфликте вокруг Украины в дальнейшем будет связана с военной ситуацией в этой стране. И если Нью-Дели решит, что перспективы России плохи, ему придется идти на уступки НАТО+. Просто потому, что больше идти будет некуда.