Льготы без перспектив

Некоторые меры поддержки IT-отрасли полезны, но в целом не учитывают ситуацию на рынке

В марте вступили в силу меры поддержки российской IT-отрасли. Некоторые из них достаточно перспективны. Есть многообещающие отечественные программные продукты, которые еще не апробированы ни в одной компании: бизнес опасается столкнуться с проблемами сырого софта. Для снятия этого барьера государство собирается дотировать как IT-производителей, так и якорных заказчиков из числа крупных компаний. Причем софинансирование сдвигается в пользу бизнеса: если раньше соотношение составляло 50% на 50%, по новой программе компенсируется до 80% стоимости разработки. С той же целью планируется выдача IT-бизнесу льготных кредитов по ставке 3% и освобождение от налогов на прибыль.

Другой пример – меры кадровой поддержки. В марте, по оценкам РАЭК, из России уехало 50 000–70 000 IT-специалистов. Еще как минимум столько же – в апреле. Релокация привлекает разработчиков, в том числе из-за зарплат, номинированных в долларах и евро. Этому в условиях волатильности рубля мало что можно противопоставить. Но льготные условия ипотеки и отсрочка от армии вполне могут удержать в стране молодых специалистов с семьями: самый проблемный пункт релокации – жилищный вопрос.

В целом же предложенные меры сырые и не учитывают реальную ситуацию на рынке. Льготное кредитование российскому IT-бизнесу получить почти невозможно – по прошлому опыту, средств на это обычно выделяется мало и кредиты разбираются буквально на следующий день после запуска программы.

Сложность еще и в том, что банки рассматривают кредитные заявки с точки зрения потенциального залога. IT-компаниям, как правило, здесь похвастаться нечем: у них есть лишь скромный набор из офиса, ноутбуков и арендованного в облаке пространства, где размещается интеллектуальная собственность. Банки такие активы как объект залога воспринимают с трудом и считают кредиты рискованными. В итоге получается как с почтальоном Печкиным: «У меня для вас есть посылка. Только я вам ее не отдам». Чтобы система заработала, нужно упрощать процедуру выдачи кредитов и критерии для выделения денег.

С налогами тоже не все так гладко. Небольшие российские IT-компании не могут похвастаться крупной прибылью, особенно в условиях экономической неопределенности в стране. Помог бы полный отказ от НДФЛ, но пока в рамках мер поддержки граждан отменяется лишь уплата НДФЛ с процентных доходов, полученных по вкладам в банках, и доходов в виде материальной выгоды.

Еще одно узкое место пакета мер – необходимость аккредитации в качестве IT-компании. Сейчас очень мало инновационных предприятий соответствует критериям для получения этого статуса: доходы от лицензий должны составлять не менее 75% от общих доходов такой компании, а общая сумма доходов от IT-деятельности – не менее 90% от совокупных доходов организации. Стартапы или хайтек-производители – мимо. В EdTech-компаниях есть статьи доходов, связанные с обучением, а хайтек, например беспилотники, – это железо.

Поэтому производителям, заинтересованным в мерах поддержки, нужно искусственно дробить бизнес и создавать отдельную IT-компанию, ответственную за софт, и отдельную – за железо или другие направления бизнеса. Но это налоговое нарушение. Поэтому очень важно смягчить критерии для аккредитации и распространить льготы как минимум на компании Национальной технологической инициативы и резидентов «Сколково».

В целом предложенные меры могут сработать, но лишь в случае внесения существенных изменений. И если они будут реализованы не только на бумаге. Для этого процесс должен контролироваться на самом высоком уровне. Нужен оперативный штаб, отслеживающий, доходит ли поддержка до IT-бизнеса и что следует доработать.