Одни готовы помогать, другие боятся США

Как страны Центральной Азии адаптируются к антироссийским санкциям

В силу глубокой политической, экономической и инфраструктурной взаимозависимости с Россией страны Центральной Азии не могли не почувствовать на себе последствий масштабных санкций, введенных западными странами из-за украинского кризиса. И дело здесь даже не в том, что часть стран региона являются партнерами по Евразийскому экономическому союзу (Казахстан и Киргизия – полноправные члены, Узбекистан – наблюдатель с декабря 2020 г.). Практически для всех Россия и без ЕАЭС ключевой торговый партнер и инвестор. Интеграция лишь придает институциональности и системности существующему глубокому взаимодействию. У всех центральноазиатских стран обширная двусторонняя правовая база отношений с Россией, интенсивный политический диалог на уровне руководства стран, ведомств, регионов. Из-за высокого уровня привязки национальных валют вслед за резким падением рубля в конце февраля этого года в пике вошли практически все региональные валюты. А затем они вслед за рублем восстановили свои прежние уровни по отношению к ведущим мировым валютам.

Одним из наиболее чувствительных вопросов для целого ряда стран региона является положение диаспор в России. Замедление российской экономики существенным образом сказывается на их доходах и, как следствие, на размерах денежных переводов на родину. Эти деньги играют очень важную позитивную роль для социально-экономической стабильности в первую очередь для Таджикистана, где переводы из России соразмерны 30% ВВП страны. Поток этих денег очень важен и для Киргизии с Узбекистаном. Любое снижение этой статьи доходов, а в худшем случае массовое возвращение мигрантов домой из-за потери работы в России может вызвать социальную напряженность в регионе.

В страновом изменении в меньшей степени антироссийские санкции, как минимум внешне, сказываются на Туркменистане в силу его достаточно изоляционистской внешней политики, ограниченного количества трудовых мигрантов и скромного торгового оборота с Россией. Поэтому Ашхабад имеет лимитированный потенциал для России в плане выстраивания схем по обходу санкций.

Зато есть Киргизия – это одна из немногих стран, которая готова подключиться к помощи России. Бишкек неформально рассматривает возможность стать своеобразным финансовым и технологическим хабом, через который можно будет преодолеть ограничения на валютные и финансовые операции, а также осуществлять поставку запрещенных к прямой поставке товаров и технологий. Частично республика уже реализовала себя как финансовый хаб в конце февраля – начале марта, когда были введены ограничения для российских банков и компаний по покупке долларов и евро. Наблюдался пиковый рост покупки долларов за рубли в банках и обменниках киргизской столицы, что было обусловлено активностью российских компаний. Но в силу ограниченных возможностей банковской сферы республики и отсутствия границы с Россией Киргизии сложно будет стать полноценным антисанкционным хабом.

Прагматичную позицию занимает официальный Ташкент. Узбекистан рассматривает введенные санкции против России как возможность нарастить свой вес в региональной торговле, заполнив освободившиеся ниши на российском рынке. Например, начав поставку автомобилей в РФ. В кулуарах завершившегося недавно первого Ташкентского международного инвестиционного форума узбекские высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены прямо говорили о планах использовать новые реалии для укрепления экономики страны и ее экспортного потенциала. Другой вопрос, что пока логистически для Узбекистана ситуация остается достаточно сложной в условиях отсутствия полноценной транспортной инфраструктуры, которая бы позволила значительно увеличить товарооборот с Россией.

Самую недружелюбную позицию в регионе занял Казахстан. Это стало понятно по довольно прямолинейному заявлению первого замглавы администрации президента Тимура Сулейменова о том, что «Казахстан не будет инструментом обхода антироссийских санкций США и ЕС». Такая линия Нур-Султана выглядит особенно вызывающей с учетом того, что именно Казахстан имеет наибольшие возможности для помощи России в сложных условиях в силу протяженной границы, развитой транспортной инфраструктуры и в целом высокого уровня экономического развития.

Главным сдерживающим фактором в готовности помочь России являются не инфраструктурные ограничения. Страны региона остаются под серьезным давлением США и из союзников, которые внимательно отслеживают любые попытки обойти санкционные ограничения. В последнее время можно наблюдать участившиеся визиты американских высокопоставленных дипломатов и чиновников в Центральную Азию. Все они говорят о недопустимости для Вашингтона любой поддержки России в нынешних условиях.

Это непростая для азиатских стран дилемма – либо наращивать сотрудничество с Россией, воспользовавшись окном возможностей, рискуя попасть под давление Запада, либо же, опасаясь западных санкций, в ущерб себе сокращать уровень взаимодействия с крупнейшим партнером.