Сделать деньги доступными

Почему нужно снижать учетную ставку дальше

В конце февраля Банк России экстренно повысил ключевую ставку с 9,5 до 20% и ужесточил механизмы, регулирующие движение капитала. Решения были направлены на купирование повышенных девальвационных и инфляционных рисков, рисков усиления волатильности на внутреннем финансовом рынке, которые были вызваны введением беспрецедентных финансово-экономических санкций властями недружественных стран.

В условиях ограничений на движение капитала и импорт (как в результате введенных санкций, так и по причине перебоев в логистике) уже два месяца наблюдается устойчивый тренд на укрепление национальной валюты.

Убедительные признаки стабилизации ситуации на финансовом рынке и возвращение сбережений населения в банки позволили регулятору снизить ключевую ставку до 17% в начале апреля, а затем до 14% в конце прошлого месяца.

Потенциал дальнейшей нормализации монетарных условий еще не исчерпан, так как продолжается смещение баланса от рисков ценовой и финансовой стабильности в сторону рисков для экономического роста.

Можно выделить целый ряд факторов, указывающих на возможность и целесообразность значительного снижения ключевой ставки на горизонте ближайших месяцев.

Стабилизация инфляции

В марте наблюдался скачок инфляции до 16,7% (после 9,2% в феврале), что было спровоцировано беспрецедентными санкциями, затронувшими поставки в РФ важных статей импорта: автомобилей, комплектующих для автомобильной промышленности и авиации, компьютерной и иной бытовой техники, полупроводников и других товаров. Более того, на ускорение темпов роста потребительских цен повлияло нарушение в логистической системе, а также риски дефицита продукции из-за сообщений об уходе ряда иностранных компаний.

А в апреле темп роста потребительских цен ощутимо замедлился. Если в начале апреля казалось, что инфляция легко преодолеет планку в 20% уже в ближайшие недели, то по итогам месяца Росстат отчитался о фактической инфляции в 17,8%. В частности, по отношению к марту электроника подешевела на 7%, телерадиотовары – почти на 15%, что связано с укреплением курса рубля и спадом ажиотажного потребительского спроса.

В целом укрепление курса рубля, охлаждение потребительской активности и принятие решения правительством РФ о введении параллельного импорта будут способствовать дальнейшей стабилизации ценовой динамики в мае. По недельным данным Росстата, за первую неделю мая среднесуточный прирост цен составил 0,017% (в сравнении с 0,052% в апреле).

Рекорды профицита

Согласно предварительным данным Банка России, профицит текущего счета платежного баланса за январь – апрель 2022 г. составил $95,8 млрд, что в 3,5 раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. Основной вклад в продолжающийся рост показателя внес растущий профицит торгового баланса за счет падения импорта. Рыночные цены на основные категории российского товарного экспорта по-прежнему удерживаются в восходящем тренде, а санкционное давление со стороны недружественных стран и нарушение логистических цепочек негативно сказываются на объемах ввоза товаров в Россию.

Несмотря на рекордные показатели платежного баланса, ограниченный приток импортной продукции выступает в роли негативного фактора в среднесрочной перспективе, поскольку ряд отраслей по-прежнему сохраняют высокую зависимость от иностранной, в том числе высокотехнологичной, продукции. Частично ослабить негативный эффект позволит параллельный импорт, но тем не менее локализация и собственное производство отдельных групп товаров, например легкой промышленности, должны стать драйвером для устойчивого роста российской экономики. И достижение этих целей будет зависеть преимущественно от доступности финансовых ресурсов для частного сектора.

Кредитование на минимуме

Колоссальное повышение стоимости кредитования спровоцировало некоторое снижение корпоративного кредитного портфеля банковского сектора. По данным Центробанка, в марте корпоративный кредитный портфель сократился за месяц на 171 млрд руб. (с исключением влияния валютной переоценки), или на 0,3%. Сохранение минимальной положительной динамики розничного кредитования (за март +15 млрд руб., +0,1%) было обеспечено за счет ипотеки (+2,2% за месяц), где действуют льготные программы, однако портфель потребительских кредитов упал на 2,2%.

В текущих условиях наиболее остро встает вопрос доступности финансовых ресурсов как для крупного бизнеса, так и для субъектов МСП. Усиление санкций окончательно отрезало российскую экономику от зарубежных источников финансирования, в результате чего важность внутренних ресурсов финансирования бизнеса резко повысилась.

Причем доступность заемных ресурсов важно обеспечить не только для долгосрочных инвестиционных проектов, но и по краткосрочным кредитам – в свете необходимости быстрой адаптации российских компаний к новым условиям критичную важность приобретает обеспечение доступности необходимого объема оборотных средств.

В том числе это особенно важно для сферы строительства, которая имеет значительный мультипликативный эффект на смежные отрасли и выступает одним из крупных драйверов роста экономики (строительство и сектор операций с недвижимостью сформировали 15% ВДС России в 2021 г.). Хотя на текущий момент уже действуют программы субсидирования кредитования строительных компаний (как на федеральном, так и на региональном уровнях), текущие условия по ним во многом зависят от уровня ключевой ставки.

Таким образом, в текущих условиях российскому регулятору важно не ограничиваться инфляционным таргетированием, а уделять повышенное внимание стимулированию экономического роста и рынка труда.