Как стимулировать зарубежные компании продолжить работу в России

Подавляющая часть иностранного бизнеса планирует остаться в РФ

Информационный фон последних месяцев был насыщен сообщениями о приостановке иностранными компаниями некоторых операций на российском рынке, в отдельных случаях эти компании объявляли о полном уходе из России. Публично опубликованные оценки числа ограничивших деятельность в России иностранных компаний варьируются от нескольких сотен почти до 1000. В этих компаниях может быть занято около 600 000 человек, согласно недавно озвученным первым вице-спикером Совета Федерации, секретарем генсовета «Единой России» Андреем Турчаком цифрам.

По нашим оценкам, в России напрямую работает более 5000 иностранных компаний и еще более 30 000 иностранных компаний поставляют свою продукцию на отечественный рынок через российских посредников. Всего с иностранным бизнесом прямо или косвенно связано 8–11% рабочих мест в российской экономике. Это позволяет предполагать, что масштаб присутствия иностранного бизнеса в России далеко не ограничивается теми компаниями, которые как-либо ограничили деятельность на российском рынке.

Если посмотреть на список компаний, публично заявивших об ограничении деятельности в России, то основная масса в нем приходится на крупнейший иностранный бизнес с глобальным охватом, для которого российский рынок не является ключевым. Несмотря на это, почти половина компаний из этого списка стремится сохранить присутствие на российском рынке, продолжая работу, хотя и отказываясь от новых инвестиций либо сужая ассортимент продукции.

При этом многие иностранные компании, приостанавливающие свою деятельность или снижающие активность, делают это в условиях объективных препятствий для продолжения деятельности в прежнем формате. Например, по причине сбоев в логистических цепочках и невозможности доставить критически значимые комплектующие (как автозаводы), из-за санкционных запретов или сложностей в проведении трансграничных расчетов с контрагентами.

И только 10–15% заявивших об ограничении своей работы в России компаний планируют либо уже осуществили полный уход с российского рынка. Причем чаще всего такой уход сопровождается продажей российского подразделения новым собственникам, что должно позволить в том или ином виде сохранить деятельность этого подразделения и рабочие места (из громких кейсов – Societe Generale, OBI, Renault, Prisma). Некоторые из уходящих компаний, у которых на российском рынке формировалась существенная часть выручки, оставляют для себя юридическую возможность вернуться к управлению российским подразделением после того, как ситуация стабилизируется (например, Renault).

Все эти цифры и факты, вероятнее всего, свидетельствуют в пользу того, что подавляющая часть иностранного бизнеса пока придерживается стратегии остаться в России в том или ином виде, несмотря на рост издержек. В особенности это касается не самого крупного иностранного бизнеса, который был ориентирован на Россию и много инвестировал в экспансию на российский рынок.

В то же время необходимо понимать, что некоторые иностранные компании, уходящие с российского рынка, закрывали технологические потребности российской экономики по отдельным направлениям, предоставляя уникальную продукцию, зачастую не имеющую аналогов по своим характеристикам (например, Siemens). Поэтому обеспечение деятельности российских подразделений после их ухода становится не только вопросом сохранения рабочих мест, но и, что более важно, сохранения технологического уровня российской экономики и поддержания ее производительности.

Обеспечить продолжение деятельности подразделений, цикл производства которых полностью базировался на территории России, сравнительно проще, чем сохранить подразделения, деятельность которых была связана с использованием промежуточной (сырье, комплектующие, полуфабрикаты) или готовой (оборудование, ПО и другие товары) продукции головной компании из-за рубежа. В последнем случае вместе с уходом иностранной компании необходима гарантия продолжения поставок такой продукции.

В связи с этим мы полагаем, что для минимизации эффекта технологической просадки российской экономики необходимо в дополнение к уже объявленным правительством мерам (параллельный импорт ряда товаров, таможенные послабления, дополнительная поддержка инноваций и др.) проработать набор мер для стимулирования иностранного бизнеса продолжить работу в России или осуществить уход с российского рынка с сохранением технологической поддержки российского подразделения. Такой набор мер, в частности, может охватывать регуляторные аспекты ведения бизнеса и управления доходами, генерируемыми иностранным бизнесом на российском рынке.