Модульный принцип в основе IT-инфраструктуры будущего

Тотальная независимость от западных вендоров – реальная цель при выполнении ряда условий

Государство начало активную работу по поддержке российских вендоров IT-оборудования. И понятно почему: помимо ухода зарубежных вендоров проблемы возникают и у российских производителей. Например, утверждается, что компания «Байкал электроникс» рискует так и не запустить линейку серверных процессоров Baikal-S по причине отказа в размещении заказов на производство со стороны тайваньских заводов.

Тем временем Минцифры недавно предложило ввести понятие форс-мажора для производителей «железа», завязанных на зарубежные комплектующие. Это позволит обеспечить гибкость при выполнении госконтрактов, что существенно облегчит жизнь производителям.

Далее необходима максимальная независимость от внешних вендоров, даже если они представляют дружественные страны. На этом принципе и на актуальных IT-трендах и базируется общая картина нашего цифрового будущего. Его главной отличительной чертой должна стать технологическая устойчивость, базирующаяся на модульном принципе.

По принципу лего

Как этого достичь? В будущее можно идти двумя путями.

Как раньше – покупаем зарубежное и ни о чем не думаем. Увы, в текущих условиях этот подход в России слишком рискован.

Нам предстоит осуществить настоящий прорыв в рамках IT-отрасли и адаптировать новый (модульный) принцип построения IT-ландшафта.

В России по-прежнему все относительно хорошо с программистами: они компетентны и доступны. А вот с оборудованием – проблемы. Взять и повторить один в один мировые решения в сегменте «железа» мы не сможем: это в принципе мало кому посильная задача.

Поэтому «железо» должно быть стандартизованным и максимально унифицированным, как кубики конструктора лего, а вся настройка реализуется на уровне программной платформы (тоже состоящей из стандартных компонентов, но их гораздо больше). Это и есть модульный принцип.

В таком случае можно создавать базовые блоки IT-инфраструктуры – стандартные, максимально заменяемые, простые и надежные. Их можно унифицировать на одной архитектуре под исполнение нужных типов и объемов кода. Вычислительные, сетевые и СХД-блоки, реализованные на программно-определяемом принципе – вот будущее.

На новом языке?

Остаются вопросы к производительности «железа». Однако проблема решаема. У каждого из нас есть смартфон – устройство с более мощным вычислительным потенциалом, чем компьютеры, которые управляли космической программой в прошлом веке.

Но они тормозят. Почему?

Для исполнения даже самых простых операций код часто «цепляет» библиотеки с большим количеством различных зависимостей и бесполезно расходует вычислительные ресурсы. Отсюда и торможение.

Выход простой. Отказ от таких зависимостей позволит использовать вычислительные мощности с максимальной пользой. То есть создавать новый код.

Придется оптимизировать или даже переписать существующие библиотеки и фреймворки существующих языков, отсекая все ненужные зависимости. Либо решить проблему глобально – придумать новый язык программирования.

От общего к разному

Платформа не может быть единой для всех задач и типов пользователей. Их нужно несколько:

■ пользовательские с упором на интерфейс и графические возможности;

■ общецелевые серверные для корпоративных приложений;

■ специализированные отраслевые для специфичных промышленных задач.

Каждая из платформ будет модульной и предоставлять уже готовый набор сервисов для конкретных бизнес-задач.

IT-ландшафт в целом будет выглядеть как большой набор приложений, состоящий из сервисов трех разных платформ. Это микросервисный подход, который транслирован на уровень платформы и инфраструктуры.

Сроки реализации такой масштабной задачи могут быть велики. Все зависит от наших производителей, их поддержки и государственной политики. Дизайн материнской платы для прототипа может занять до года, через полтора – опытные образцы вполне могут быть готовы для запуска тестирования. Параллельно необходимо разработать основные компоненты платформ.

Пока мы обеспечиваем «продолжение жизни» текущего IT-ландшафта – к параллельному развитию подобных платформ перейти не так просто. Но переходить необходимо как можно раньше.

Бизнесу приготовиться

Подход «не взлетит» без создания партнерств, ассоциаций бизнеса и технологических компаний, которые позволят ускорить процесс разработки платформенных решений в соответствии с отраслевыми потребностями в IT. Никто за компании не решит, что им больше нужно от новых решений.

Важнейшей частью процесса должно стать государство, которое будет выступать в роли регулятора. Крупные бизнес-игроки должны стать в еще большей степени IT-компаниями, чем они являются сейчас.

Если проект состоится, у нас появится новый ресурс для экспорта, поскольку весь остальной IT-мир движется в ту же сторону. Просто в силу сложившейся ситуации мы получаем шанс добраться до конечной точки намного быстрее.