В новом экономическом контексте
ПМЭФ-2022 помог усвоить новые правила игрыНа ПМЭФ-2022 президент России Владимир Путин дал ответ на вопрос о том, на каких принципах будет строиться развитие страны в новой экономической реальности.
Первыми и, возможно, определяющими среди них были названы открытость экономики и опора на предпринимательские свободы. Президент и ранее не раз говорил о важности свободы предпринимательства, но сейчас, вероятно, впервые обозначил ее как один из принципов долгосрочного развития.
Не менее важны конкретные решения, которые воплощаются в нормативных актах и особенно в практике правоприменения. В этом направлении за последние 2–3 года многое было сделано, в том числе в рамках «регуляторной гильотины». Однако моратории на проверки и смягчение регулирования становились частью антикризисных пакетов, но не стандартными, базовыми условиями ведения бизнеса.
Объявленный отказ от большинства проверок всего российского бизнеса, не связанного с высоким риском причинения вреда, – важный шаг от отдельных послаблений к новому экономическому ландшафту, поскольку для бизнеса понятные правила игры не менее значимы, чем экономическая свобода.
Было предложено провести декриминализацию некоторых статей, связанных с экономическими преступлениями. Президент призвал Совет безопасности разобраться со случаями уголовных дел, которые были возбуждены без достаточных оснований и используются для давления на бизнес и граждан.
Данная тема давно обсуждается в профессиональном сообществе и деловых объединениях. Например, Агентство стратегических инициатив предлагало правительству реформировать уголовно-правовое и уголовно-процессуальное законодательство и декриминализировать статьи УК, связанные с экономическими преступлениями.
В начале марта 2022 г. власти уже приняли меры по ограничению полномочий следственных органов в возбуждении уголовных дел по мотивам, связанным с налоговой сферой и обязательным социальным страхованием от несчастных случаев. Теперь следствие вправе возбуждать уголовное производство только после предоставления соответствующих сведений со стороны налоговых органов и страховых организаций. Другими словами, возбуждение уголовных дел невозможно без учета непосредственной позиции ФНС России.
Планируется повысить порог привлечения к ответственности при неуплате таможенных и других обязательных платежей, увеличить границы крупного и особо крупного ущерба, пересмотреть основания для заключения предпринимателей под стражу и для продления сроков предварительного следствия.
Здесь на первый план выйдут даже не конкретные корректировки статей УК – их за последние 10 лет было немало, – а то, как они будут применяться правоохранителями и трактоваться судебной системой.
Предложены и новые инструменты, для того чтобы предпринимательская свобода была подкреплена ресурсами. Уровень процентных ставок в экономике снижается, но в условиях роста издержек многие проекты не окупаются на среднесрочном горизонте и не могут получить заемное финансирование на стандартных условиях. Механизм «промышленной ипотеки», т. е. долгосрочных коммерческих ссуд по ставке 5%, решает эту проблему для организаций, планирующих приобретение готовых площадок для производства. В первую очередь этот инструмент окажется полезным для предприятий малого и среднего бизнеса, не располагающих значительными объемами инвестиционного капитала, предназначенного для строительства промышленной площадки. Не исключено, что новый финансовый инструмент обеспечит дополнительный импульс к строительству различных технопарков, где производственные площадки будут в дальнейшем предлагаться покупателям «в ипотеку».