Нерассказанные причины продовольственного кризиса

Почему продовольствие подорожало на 53% за два года

За последние два года мир столкнулся с резким подорожанием продовольствия. Ценовой индекс стоимости продовольствия ООН по состоянию на февраль текущего года вырос до 141 пункта, или на 53% относительно своего среднего значения в 92 пункта за II квартал 2020 г. Такой всплеск цен вызвал шок на фоне господствовавшей более пяти лет стабильности: с начала 2015 г. и до середины 2020 г. индекс стоимости продовольствия ООН незначительно колебался в узком диапазоне вокруг значения в 95 пунктов (за базу взят средний уровень цен за 2014–2016 гг.).

Растет аппетит и денежная масса

Ключевой причиной указанного скачка цен на продовольствие в мире является совпадение нескольких напрямую не связанных друг с другом факторов – существенной денежной эмиссии США в 2020–2021 гг., вызвавшей дополнительный рост спроса, энергетического кризиса в ЕС и политически мотивированных ограничений деятельности компаний отрасли, которые угрожают лимитировать предложение.

В США меньше чем за два года прирост денежной массы составил $6,2 трлн, или 39%: с февраля по май 2020 г. денежная масса выросла с $15,4 трлн до $17,8 трлн, а к концу 2021 г. ее объем достиг $21,6 трлн. Источником ее роста стал дефицит бюджета, который составил 15,0% американского ВВП в 2020 г. и 12,0% в 2021 г.

Приток денег в экономику США подтолкнул рост спроса, который в том числе удовлетворялся за счет растущего импорта. В 2020 г. объем покупок населением США продовольствия в физическом выражении увеличился на 10% год к году, а в 2021 г. – еще на 1,5% год к году. При этом если импорт продовольствия в США составлял в начале 2020 г. порядка $150 млрд (в годовом выражении), то по итогам I квартала 2022 г. он увеличился на 28% и достиг уровня в $192 млрд (в годовом выражении). За этот же период чистый импорт продовольствия США вырос на 20% с $20 млрд (в годовом выражении) до $24 млрд (в годовом выражении). А ведь еще в 2014 г. США были прямым поставщиком продовольствия на глобальный рынок в объеме $18 млрд.

Без ветра и газа

В Европейском союзе сократившиеся объемы производства электроэнергии на ветроэлектростанциях и нехватка поставок СПГ привели начиная с III квартала 2021 г. к резкому росту стоимости энергии и природного газа. Это привело к сокращению производства удобрений: в сентябре – октябре 2021 г. – на 12% год к году и в марте этого года – на 5%. Одновременно с этим производители США в течение 2021 г. поставляли на экспорт на 5–20% меньше удобрений (в зависимости от месяца), чем в 2020 г. Кроме того, поставки удобрений на глобальный рынок ограничил Китай, в результате чего в ноябре 2021 г. экспорт удобрений из Китая сократился практически в 2 раза по сравнению с октябрем 2021 г. и снизился еще на четверть в декабре 2021 г.

Сложившийся дефицит удобрений на глобальном рынке спровоцировал резкий рост их стоимости. С середины 2021 г. по февраль 2022 г. цены на удобрения выросли более чем на 60% с уже и так достаточно высоких уровней. Резкое удорожание удобрений привело к снижению их закупок сельскохозяйственными производителями, что предопределило ухудшение прогнозов урожая текущего года и еще сильнее подтолкнуло продовольственные цены вверх.

Санкции против «Беларуськалия» в 2021 г. поставили под угрозу более 15% мирового калийного экспорта и способствовали росту цен на удобрения. Кроме того, введенные Литвой ограничения на использование белорусскими производителями удобрений железнодорожной ветки в направлении порта Клайпеда существенно усложнили экспортную логистику почти для 90% производимых в Белоруссии удобрений. Ввиду отсутствия альтернативных маршрутов и свободных мощностей по перевалке в других портах поставки удобрений на мировой рынок снизились.

Удобрение санкциями

Последний виток санкционного давления на Россию затронул практически всех российских экспортеров удобрений («Акрон», «Еврохим», «Уралкалий», «Уралхим», «Фосагро»). Это усложнило экспорт с точки зрения различных операционных аспектов, таких как логистика (ограничения на заходы в порты, ограничения и удорожание более чем в 3 раза фрахта), страхование грузов, привлечение кредитов и финансовые расчеты, а также вызвало остановку ряда заводов по производству удобрений на территории ЕС («Еврохим»).

Рост цен на продовольствие за март – май текущего года составил дополнительные 11,6%. Помимо широко обсуждаемых и обозначенных выше проблем на динамику цен влияют сохраняющиеся высокие цены на энергоносители, дефицит удобрений, ограничения на экспорт продовольствия со стороны отдельных стран (по зерну – Индия, по пальмовому маслу – Индонезия) и погодные условия в других (засуха в США и Индии).

Сейчас запасы удобрений в США на 25% ниже, чем были в декабре 2020 г., а в Китае сохраняются ограничения на экспорт удобрений, что скорее говорит о вероятности сохранения дефицита на мировом рынке, а значит, и высоких продовольственных цен.

В целом имеющиеся в мире объемы производства продовольствия достаточны, чтобы каждый житель Земли питался на уровне физиологической нормы, которая определена ООН. Однако жители подавляющего числа стран мира превышают эту норму. Некоторые превышают норму более чем на 50%, и самая крупная из таких стран – это США, где среднестатистический житель в 2019 г. потребил продовольствия на 52% больше нормы, при том что в США страдает ожирением 36% населения (тогда как в целом по миру – 20%).

В долгосрочной перспективе сокращение закупок продовольствия со стороны развитых стран может стабилизировать глобальный рынок продовольствия, однако в краткосрочной перспективе доступность продовольствия будет определяться решениями, которые лежат в области глобальной политики.